22 июля в роскошных садах виллы Эфрусси де Ротшильд время повернется вспять, и на Лазурный Берег вновь вернется блеск периода Belle Epoque, когда балы-маскарады были на пике популярности.
Этот “скачок во времени” стал возможен благодаря Калипсо де Сигальди, основательнице Бала баронессы Беатрисы и соучредителю культурной ассоциации AIDA. В этом году Калипсо во второй раз организует костюмированный бал на вилле Эфрусси де Ротшильд, где гости окунутся в неповторимую атмосферу начала XX века.
Калипсо де Сигальди — представительница одного из старейших монегасских семейств. С детства она была вовлечена в сферу искусства. Со временем ее любовь к фотографии, танцам, истории, моде и живописи только укрепилась. Это неудивительно, ведь в бабушках у Калипсо Эмма де Сигальди, один из крупных архитекторов своего времени, ее работы можно увидеть и в Монако, в частности, в парке Фонвьей.
Творческий путь Калипсо привел ее к потомку графа Этьена Бомона, одного из последних организаторов больших балов-маскарадов, которыми так славилась французская аристократия конца XIX-начала XX веков. Организаторами подобных мероприятий становились видные деятели искусства того времени. Оформлением балов занимался и Жан Кокто, и модельер Поль Пуаре. Очевидно, это знакомство заложило основу для создания бала, повторяющего традиции Belle Epoque.
Накануне второго Бала баронессы Беатрисы, который имеет все шансы стать ежегодным мероприятием, Калипсо де Сигальди рассказала HelloMonaco об истории костюмированных балов, гостях и программе мероприятия.
HelloMonaco: Как появилась идея создания Бала баронессы Беатрисы?
Стоит сказать, что подобные балы собирали аристократов со всей Европы, и мне посчастливилось увидеть фотографии этих вечеров. Оказалось, что наше представление о высшей аристократии тех времен далеко от истины. Эти люди были настолько уверены в своем социальном статусе и положении, что позволяли себе насмешку над собой. Например, личности, о которых сегодня мы говорим не иначе, как в рамках исторической беседы, могли спокойно нарядиться в костюм павлина и при этом продолжали наслаждаться вечером! Как оказалось, они не были столь высокомерны, как мы привыкли о них думать.
Кроме того, меня поразила созидающая магия этих вечеров, когда роскошь рифмовалась с фантазией, артистическим чувством и вниманием к деталям. Мне захотелось поделиться этой атмосферой с нашими современниками и снова открыть эту немного забытую страницу нашей культуры. Вилла Эфрусси де Ротшильд, где сама баронесса Беатриса де Ротшильд проводила подобного рода вечера, как нельзя лучше подошла для бала-маскарада высшего уровня.
HelloMonaco: Как вы выбираете темы для этого мероприятия?
В прошлом году я решила перенести эти вечера в их собственную эпоху. Апогей таких балов-маскарадов приходится на период Belle Epoque (1870-1914), и проводились они вплоть до пятидесятых годов. Граф де Бомон провел последний бал на тему “Короли и королевы” в 1949 году. Тогда Кристиан Диор нарядился в костюм льва, «короля джунглей». Для первого бала я решила придумать простую тематику, посвященную Belle Epoque. Мне хотелось, чтобы люди поняли его историю, так как именно в этот период Лазурный Берег стал наиболее популярным среди аристократов.
HelloMonaco: Почему вы выбрали восточную и, в частности, японскую тематику для второго бала?
Меня вдохновил успех первого бала, и я решила проявить больше креативности при выборе темы в этом году, оставаясь тем не менее в тех же временных рамках.
Ориентализм и японизм, о которых мы часто забываем сегодня, на самом деле, являются главными художественными течениями, которые позволили восточному искусству проникнуть во все области творчества и найти там свою нишу. Практически все крупные художественные направления — от импрессионизма до ар нуво и декоративного искусства — прошли через ориентализм. Наше западное общество в целом изменилось, благодаря увлечению востоковедением и искусством Японии. Кроме того, самым модным во времена балов-маскарадов Belle Epoque считалось проводить Персидские балы. Самый знаменитый из них — Бал «Тысяча и две ночи» — был организован маркизой де Шабрийан, которая поручила художественное оформление модельеру Полю Пуаре. Само мероприятие состоялось в 1910 году. В связи с этим, мне показалось абсолютно необходимым провести хотя бы один из балов в этой тематике.
HelloMonaco: Кого можно увидеть среди гостей Бала баронессы Беатрисы? Кто в списке гостей в этом году?
Речь идет о закрытом мероприятии. Богатая программа бала, представления, а также изысканная кухня от Филиппа Жоанеса, шеф-повара ресторана Fairmont Monte-Carlo, предполагают, что это мероприятие предназначено для элиты общества. Как правило, среди наших гостей не только резиденты Монако и Франции, но и те, кто специально приезжает из других стран Европы и даже из США, чтобы посетить бал. Очень приятно во время вечера наблюдать, как аристократы 60-х годов, которые еще застали балы той эпохи или видели, как их родители собирались на бал, чувствуют себя как рыба в воде и уже отточенным жестом приглашают дам на танец.
HelloMonaco: Расскажите об ассоциации AIDA. Какова ее цель?
Два года назад вместе с бывшим министром культуры Украины Михайло Кулиняком мы основали ассоциацию AIDA. Ее идеология проста — межкультурный обмен может благоприятствовать гармонии в мире. Мы убеждены, что искусство и культура — неотъемлемые элементы понимания мира, в котором мы живем. Мы бы хотели донести идеологию нашей ассоциации до как можно большего количества людей в таком художественном обрамлении.
Так как наши средства еще ограничены, мы стараемся построить ассоциацию вокруг темы, которая позволит организовать различного рода мероприятия: от платных до открытых для широкой публики. Например, с 23 июля по 20 августа мы проводим выставку Fantasmes d’Orient, на которой будут представлены 10 полотен, выполненных художницей Элизабет Вессель. Экспозиция будет открыта для публики в отеле Four Seasons Hotel в Кап-Ферра. Через каждое из наших мероприятий мы пытаемся рассказать публике о том, как ориентализм и искусство Японии во время их апогея отразились на современном обществе.
HelloMonaco: Поддерживает княжеская семья вашу ассоциацию?
Мы регулярно получаем письма от княжеской семьи. Для нас очень важно понимать, что она благосклонно относится к нашим мероприятиям. К тому же, в Княжестве Монако на сегодняшний день работает большое количество ассоциаций, и мы рады сотрудничать с некоторыми из них.
HelloMonaco: Входят ли благотворительные проекты в программу вашей ассоциации?
Начну с того, что во время подготовки второго бала мы узнали про иллюстратора Жоржа Планка, который до 1935 года рисовал обложки для американского журнала Vogue. С ним связана интересная благотворительная инициатива. Оказывается, между 1908 и 1935 годами американский Vogue и отель Waldorf Astoria в Нью-Йорке организовывали ежегодный большой бал, во время которого гостям предлагали принять участие в фотосессии. В итоге они получали снимки, соответствующие одной из обложек журнала, нарисованных Жоржем Планком. Мы решили сделать что-то подобное в рамках выставки, которая объединяет работы в японском стиле, созданные такими художниками, как Моне, Климт, Леон Бакст и другими известными артистами. Наша ассоциация предлагает фотосессию под названием «Ваш портрет с картины мастера». Мы надеемся, что нашим гостям понравится идея иметь собственное фото, которое может сравниться с картинами великих художников. Стоимость фотосессии — 1500 евро. Все собранные средства пойдут в пользу ассоциации AMADE, которая проделывает огромную работу по защите прав ребенка во всем мире и президентом которой является принцесса Каролина Ганноверская.
HelloMonaco: Каковы ваши дальнейшие планы?
Мы планируем предложить публике еще больше мероприятий, так как сейчас мы организуем 3-4 события в год и стараемся всегда чередовать частные мероприятия с открытыми.
Кроме того, в наши планы входит создание так называемых Arthéma Nights с участием международных артистов, специально приглашенных для каждого вечера. Мы планируем сделать эти вечера платными, но не дорогостоящими, что откроет к ним доступ для большего количества людей. На самом деле, у нас в запасе имеется множество идей, которые мы будем постепенно реализовывать. Мы совсем молодая ассоциация, и у нас все еще впереди.
Фото: Monaco Madame/french-riviera-tendances.org/AIDA/Monaco Reporter