О «гламуре», женщинах и…автоспорте: интервью с Жаном-Мишелем Мата
Никто не станет отрицать тот факт, что Княжество Монако всегда ассоциировалось с автогонками, а также новаторскими решениями в области моторных транспортных средств. Всепоглощающая страсть и одна из главных движущих мотивационных сил монегасков распространилась по всему миру, и вскоре сумела завоевать умы и внимание человечества. Возникла необходимость создания определенного объединения, которое бы способствовало реализации и культивированию на достойном уровне зарождающихся традиций. Таким знаковым моментом стало создание эксклюзивного клуба, изначально посвященного двухколесным, а затем и четырехколесным, транспортным средствам передвижения. Прорыв наступил 26 августа 1890 года, когда 21 велосипедист принял решение объединиться в группу интересов под названием «Велосипедный спорт Монако» (Sport Vélocipédique de la Principauté (SVP)), позже переименовавшись в «Автомобильный Велосипедный Спорт Монако» (Sport Automobile Vélocipédique Monégasque (SAMV)), а в 1907 году – «Автомобильный и велосипедный спортивный клуб Монако» (Monégasque Automotive and Velocipede Sport Club). Окончательная точка в истории наименования была поставлена в марте 1925 года, когда превосходство автомобилей получило всеобщее признание и уже ни у кого не вызывало сомнений. Сегодня оно звучит гордо – «Автомобильный клуб Монако» (Automobile Club de Monaco» (ACM)).
Но как бы не менялись названия, природа поставленных задач и напористость в их решении претерпевали изменения только в сторону возрастания амбиций. Изначально идея состояла в организации приключения – масштабного, опасного, незаурядного, международного автомобильного действия. И в январе 1911 года, с легкой руки Антони (Antony), талантливого сына Александра Ноге (Alexandre Noghès), первого президента SAMV, с огромным успехом состоялось первое автомобильное ралли Монако (Monaco Rallye Automobile), маршрут которого пролег по важнейшим городам Европы. Вдохновленный успехом первого ралли, с одной стороны, и отклонением Ассоциацией признанных автомобильных клубов (AIACR) Европы прошения о принятии АСМ в эту престижную организацию, с другой стороны, Антони Ноге решил усложнить задачу и выйти за рамки привычного — создать автомобильный гоночный трек в городе, что на тот момент считалось невозможным. Перед настойчивыми и целеустремленными открываются даже самые тяжелые двери. 14 апреля 1929 года муж принцессы Монако Шарлотты, князь Пьер (Prince Pierre), на легендарном автомобиле Torpedo Voisin, которым управлял директор гонок Шарль Фару (Charles Faroux), совершил круг почета по необычной гоночной трассе Монте-Карло и триумфально открыл первый Гран-при Монако.
Штаб-квартира Автомобильного клуба Монако, начиная с 15 апреля 1958 года и по сей день, расположена в Порту Эркюль. Историческая ценность этой даты состояла в том, что на торжественной церемонии открытия присутствовали коронованные особы — князь Ренье III и княгиня Грейс Келли, оставив свои записи в гостевой книге. Все это свидетельствовало о последовательности взятого государством курса, направленного на сохранение человеческих ценностей и достижений технического прогресса, выражая тем самым незыблемое уважение ко всем существующим институтам Монако как традиционного, так и инновационного направления.
Таким образом и происходило формирование самых престижных и роскошных гонок Формулы-1, называемых в народе не иначе, как «гламурные», которые ежегодно проходят на гоночных трассах Княжества Монако в мае. Напомним, что в этом году состоялось 76-е Гран-при Монако в истории и 66-е в рамках чемпионатов Формулы-1. В течение года спутниками главного автомобильного действия являются многие другие специальные мероприятия, такие как Автомобильное Ралли Монте-Карло (Rallye Automobile Monte-Carlo, 86-е, январь 2018 г.), Историческое Ралли Монте-Карло (Rallye Monte-Carlo Historique, 21-е, январь-февраль 2018 г.), Историческое Гран-при Monaco (Grand Prixde Monaco Historique, 11-е, май 2018 г.) и совершенно новый е-Ралли Монте-Карло — Монте-Карло без выбросов – без шума — ZENN (eRallye Monte-Carlo — Monte-Carlo Zero Emission — No Noise – ZENN, 3-е по счету, октябрь 2018 г.), в котором принимают участие исключительно автомобили, дружественные к окружающей среде, не содержащие выбросов СО2.
Ключевая роль на всех этапах осуществления гоночных мероприятий, при поддержке профессионалов и волонтеров, отведена Автомобильному клубу Монако. Жан-Мишель Мата (Jean-Michel Matas), заместитель генерального комиссара и ответственный комиссар корпуса Маршалов Автомобильного клуба Монако (ACM), в интервью Hello Monaco рассказал много интересного, но сделал особый акцент на поощрении тенденции возрастающей роли женщин в структуре АСМ.
HelloMonaco: Все больше и больше профессиональных ролей, в том числе и в сфере автоспорта, изначально предназначенных только для мужчин, начали отводиться женщинам, согласны ли вы с таким предположением?
Жан-Мишель Мата: По правде говоря, автогонки и сегодня по старинке считаются настоящим мачо-спортом. Вопреки этому, президент Автомобильного клуба Монако Мишель Боэри (Michel Boeri) примерно 10 лет назад разрешил принимать женщин в качестве комиссаров ACM на тех же условиях, что и мужчин. Это было правильное решение, поскольку в этой области достаточно много кандидатов на вакантные места из числа женщин. Пока существует только одно условие — свободное владение французским языком (единственный в использовании). Женщины-добровольцы очень любят мир автомобилей и хорошо осведомлены в истории автоспорта, иногда даже превосходя своих коллег-мужчин. Свой путь в этом направлении мы начали с приема семи-восьми молодых женщин. В этом году мы с гордостью сообщаем о принятии еще 16 женщин, после чего в общей сложности в нашей команде будет насчитываться около 50 женщин. Они, несмотря на все трудности, активно сотрудничают как с Гран-при Формулы-1, так и с Ралли. В Соединенных Штатах установилась тенденция по поводу наиболее популярных функций, которые возлагаются на женщин, — они настоящие флагманы в обработке данных. Почему так? Как показали научные исследования, большинство женщин, в отличие от мужчин, физиологически больше ориентированы на выполнение такого рода задач и могут дольше фокусироваться на своей миссии.
HelloMonaco: Присущи ли АМС сложившиеся тенденции, какой Ваш опыт в этом направлении? Проводите ли Вы целенаправленное обучение?
Жан-Мишель Мата: Да, они есть. На самом деле, очень немногие женщины, например, подают заявку на получение статуса координатора спасения F1. Но лично меня беспокоят риски, которым могут быть подвергнуты женщины вследствие высоких скоростей. Тем не менее, они способны отлично справиться с подобного рода задачами, но их сложно преуспеть в навыках администрирования и обработки данных.
Нашим волонтерам, которые привлечены на мероприятия по предотвращению несчастных случаев, мы, со своей стороны, предоставляем любые средства физической защиты, как мужчинам, так и женщинам. Такие инциденты в городской черте могут иметь серьезные последствия, особенно во время проведения Гран-при. Пилоты Формулы-1 привыкшие к рискам, а добровольцы — нет!
Следовательно, все члены ACM постоянно в течение года проходят обучение для тренировки выполнения различных функций. По своей многозадачности наша работа действительно тяжелая и полна ответственности перед нашим Клубом, княжеством и международной гоночной аудиторией. Поэтому часть тех, кто проходит практику, покидают курсы в самом начале, осознав, что эта работа – не для них. Чтобы иметь квалифицированный персонал — необходима селекция.
HelloMonaco: По Вашему мнению, возможно ли проведение женской версии автомобильных гонок Формулы-1 или Ралли в ближайшие годы?
Жан-Мишель Мата: Абсолютно возможно. Женщины-пилоты Формулы-1 и Ралли уже существуют. Например, Мишель Мутон, Кармен Хорда и другие, которые через Международную Федерацию Автомобилистов (Fédération Internationale de l’Automobile, FIA) пытаются продвинуть новый формат автомобильных гонок. Женщины физически совместимы с этими видами спорта, и, после определенного обучения, за короткое время, они смогут достичь высоких результатов.
Фото: HelloMonaco/Automobile Club de Monaco