От Монако до Камчатки: новый проект Люка Жаке
Люк Жаке — известный французский кинорежиссёр и сценарист, выпускник университета Claude-Bernard-Lyon-I в Лионе. Получив диплом о высшем образовании по специальности «Биология», Люк Жаке отправился на четырнадцатимесячную зимовку на французской станции Дюмон д’Юрвиль в Антарктиде. Именно там Люк увлёкся кино и культурно-просветительской деятельностью, что в дальнейшем позволило ему достичь большого успеха. Его первый полнометражный фильм «Птицы 2: Путешествие на край света» (2005) посмотрело более 25 миллионов зрителей во многих странах мира. Картина получила множество престижных наград, включая премию Американской киноакадемии «Оскар» в номинации «Лучший документальный фильм» (2006).
Желание участвовать в защите и сохранении природных экосистем посредством документального кино вдохновило Люка Жаке на организацию в 2010 году ассоциации Wild-Touch. После успеха ленты «Однажды в лесу» (2013) режиссёр в сотрудничестве с известным гляциологом Клодом Лориусом создал полнометражный фильм «Лёд и небо» (2015). Картина широко обсуждалась в различных СМИ, поскольку затронула такую серьёзную проблему, как изменение климата.
Сегодня Люк Жаке, всегда готовый к масштабным переменам, работает над новым проектом, который в числе прочего включает новую экономическую парадигму на основе технологии блокчейн.
HelloMonaco: Люк, ваш последний проект «Сибирь» посвящён увлекательному путешествию по одной из самых диких и загадочных географических областей, которую отличает небывалое многообразие экосистем. С чем был связан такой выбор?
Люк Жаке: Дикая природа всегда привлекала меня больше, чем цивилизация. Русский Дальний Восток был для меня абсолютной «терра инкогнита»: до момента приезда во Владивосток я с трудом мог отыскать этот город на карте… Однажды мне посчастливилось познакомиться с писателем Седриком Гра, который долго время жил в России и чья книга «L’Hiver aux Trousses» (Зима идет по пятам) произвела на меня большое впечатление. В этой книге Седрик описал свой двухмесячный вояж с севера Сибири до Японского моря. Автору довелось передвигаться самыми разными видами транспорта, от самолёта и поезда до автомобиля и лодки, и в пути знакомиться с местными жителями. Открыв для себя традиционный образ жизни сибиряков, Седрик с большой любовью рассказал о нём своим читателям. Книга мне не просто понравилась, она подала мне идеи для следующего фильма.
Три года назад мы с Седриком Гра отправились в путешествие уже вместе. Нам удалось преодолеть огромное расстояние — от города Бодайбо до Дальневосточного края. Я буквально влюбился в эти места, меня покорили и природа, и люди, которые там живут. Удивительное сочетание суровости, первозданности природы и необъятного простора поразили меня до глубины души.
По возвращении домой я постоянно задавался вопросом: почему этот необыкновенный край, с его богатым историческим наследием, с золотоискателями и казаками, этакими местными ковбоями, не так хорошо известен в мире, как, к примеру, американский Дикий Запад..? Ведь эту землю покоряли величайшие исследователи! Так я начал размышлять над фильмом, который позволил бы глубоко погрузиться в эту тему…
С августа до конца октября этого года я снова буду работать в Сибири. Члены нашей небольшой команды получили разрешение на посещение особо охраняемых территорий, и мы готовимся к съёмкам в природных заповедниках. Мы побываем в тундре на Чукотке, за Полярным кругом, на юге Камчатки, увидим вулканы, бескрайние леса и потрясающей красоты озёра, включая Курильское, а затем отправимся в Приморский край, на побережье Тихого океана. Нам предстоит преодолеть больше тысячи километров в условиях дикой природы. Сегодня кинематографистам довольно трудно чем-то удивить искушенную аудиторию, потому что неизведанных, недоступных уголков на планете осталось совсем мало. Поэтому я и планирую отправиться именно на Дальний Восток, чтобы показать зрителям суровый, но необыкновенно прекрасный регион России. Кстати, для большей реалистичности часть диалогов в нашем фильме записана на русском языке. В съёмках участвовали как профессиональные актёры, так и местные жители из числа тех, кто сохраняет наследие своих предков — чукчей.
HM: Не могли бы вы немного раскрыть сюжетную линию фильма?
Л.Ж.: «Сибирь» — это вымышленная история 35-летнего мужчины по имени Вадим, сироты из России, ныне живущего во Франции. В начале 1990-х Вадим принимает решение отправиться в Россию, чтобы попробовать отыскать следы отца, пропавшего без вести в период сталинских репрессий. Поездка по Сибири даст Вадиму и его лучшей подруге и попутчице Маше уникальную возможность познакомиться с невероятными людьми и заново открыть для себя утраченную родину.
HM: Люк, расскажите, пожалуйста, о своей компании, зарегистрированной в Монако. В чем новизна её экономической модели?
Л.Ж.: Проезжать немыслимые тысячи километров, встречаться с огромным количеством людей, тратить много времени на создание только одного фильма невыгодно с точки зрения финансовых вложений. Я очень уважаю и ценю своих зрителей, но правда в том, что материала, который мы нарабатываем в процессе съёмок, оказывается гораздо больше, чем может вместить собственно фильм. Вот почему команда компании IceBreaker Studios Broadcasting & Media Production, которую я зарегистрировал в Монако в прошлом году, разработала новую парадигму, вдохновлённую ведущими американскими киностудиями. Уверенности в правильности выбора принципиально нового подхода к использованию изображений природы нам придают большой опыт работы в сфере документального кино и многолетнее тесное сотрудничество с Фондом князя Монако Альбера II и правительством Монако.
В первую очередь мы определяем ключевую тему, географический регион и конкретную проблему. Далее на основе материалов из одной экспедиции мы производим несколько видов продуктов, а затем распространяем готовый контент с помощью различных медиа-каналов, каждый из которых имеет собственную аудиторию.
Важным моментом тут является сохранение полной независимости. В традиционной модели кинопроизводства автор имеет дело с большим числом продюсеров и других участников съёмочного процесса и не владеет всеми правами на готовый фильм. Мы же, напротив, владеем 100 % прав на все свои изображения, а значит, можем одновременно создавать множество проектов на одну и ту же тему, включая научные исследования и образовательные курсы.
И наконец, мы придумали новый выставочный формат, который сделает нас независимыми от существующих музеев. Другими словами, мы устанавливаем прямую связь между потребителем (пользователями, посетителями, зрителями) и производителем (нами), исключая любых посредников. Потенциальным инвесторам мы предлагаем привлекательные долгосрочные доходы путём приобретения инвестиционных токенов.
HM: Какие дополнительные медиа-каналы вы планируете использовать?
Л.Ж.: Успех нашей предыдущей выставки, посвященной Антарктике, подсказал мне идею организации иммерсивных выставок с элементами кино и музеографии, создающих эффект полного погружения. Площадкой для проведения новой выставки под названием «Бабье лето. Осень на Дальнем Востоке» станет мобильный шатёр. Это и есть тот самый новый выставочный формат, о котором я говорил. За восемь лет передвижная выставка побывает в десяти крупных городах Европы. Использование лучших наработок и приёмов кинематографа в сочетании с новейшими цифровыми технологиями позволит посетителям выставки наблюдать за осенней трансформацией природы Сибири. Кстати, мы планируем сделать проект не только развлекательным, но и познавательным, поэтому большое внимание будет уделено игровой составляющей.
Кроме того, мы намереваемся снять полнометражный телевизионный документальный фильм «По следам Дерсу Узала». Сценарий, написанный Седриком Гра, вдохновлён историей Владимира Арсеньева, царского офицера, руководителя нескольких экспедиций по исследованию Уссурийского края. Но это будет не просто биографическая лента: мы также хотим показать зрителям, какие метаморфозы претерпевают растения и животные, готовясь к суровой и долгой зиме.
Мы планируем рассказывать об экосистемах Сибири в формате тематических серий великолепно иллюстрированных книг. Ещё одно направление нашей работы — создание и распространение курсов электронного обучения. Наша цель заключается в том, чтобы предложить аудитории некий «пакет» различных продуктов, посвящённых одной теме, конкретному месту на планете.
HM: Как бы вы описали рецепт своего успеха?
Л.Ж.: В моём случае это профильное биологическое образование в сочетании с особой любовью к природе. Кроме того, мне посчастливилось побывать во многих самых красивых уголках Земли и поработать с известными учёными. Ради будущего планеты мы должны обмениваться своими идеями, а лучшим для этого средством я считаю язык кино.
HM: Что для вас значило получение «Оскара» за фильм о пингвинах? И что для вас означает успех?
Л.Ж.: Успех всегда непостижим. Такая реакция международной аудитории на фильм, о котором раньше никто не слышал, остаётся для меня загадкой. Лучшей наградой для творческого человека, пожалуй, назову высокую оценку и понимание его работ. На самом деле невозможно было бы лучше описать борьбу за выживание в экстремальных условиях. Жизнь пингвинов, о которой я рассказал в своём фильме, несомненно, является метафорой жизни человеческого общества.
HM: Почему головной офис своей компании вы решили разместить именно в княжестве?
Л.Ж.: Пристальное внимание суверенного князя и правительства страны к проблемам защиты окружающей среды и к цифровой трансформации идеально вписывается в нашу новую бизнес-модель. Наша миссия состоит в том, чтобы соответствовать потребностям новой экономики, привлекая инвесторов, заинтересованных в кинопроектах. Фонд князя Монако Альбера II поддерживает все мои инициативы на протяжении последних десяти лет. Кроме того, я пришёл к выводу: если хочешь и дальше рассказывать об окружающем мире, доносить информацию об отношениях между Человеком и Природой и быть убедительным, необходимо выходить за привычные рамки. Монако представляется мне лучшим местом для привлечения интереса к данной проблеме и расширения нашего рынка.
HМ: Пандемия COVID-19 подтолкнула нас к переосмыслению привычного образа жизни. Насколько она повлияла на вашу работу?
Л.Ж.: Кинопроизводство направлено на удовлетворение потребности человека в развлечениях. Мы все хотим испытывать эмоции и узнавать что-то новое. Сегодня после всего того огромного объёма противоречивой информации о жизни, науке и биологии, который свалился нам на голову во время карантина, люди особенно остро нуждаются в успокоении, в уверенности, в достоверности фактов. Человечество должно уметь созерцать красоту природы, понимать, что жизнь продолжается и что необходимо сохранить природные экосистемы для будущих поколений. Я счастлив, что могу доносить эту мысль до большого числа людей посредством своих фильмов.