Балет Монте-Карло выступил в Калифорнии
Балет «Хореография» Жана-Кристофа Майо — это фантасмагорическая история в пяти действиях, которая дебютировала в пятницу и субботу (13 и 14 февраля 2016) в Segerstrom Center for the Arts, Коста Меза, Калифорния.
Пара в масках, призрачные и безликие Астер и Роджерс, кружат под звуки зловещей музыки композитора Дэнни Эльфмана «Serenada Schizophrana». Молниеносно мелькающие веера в стиле постановок Басби Беркли, сходятся и разбегаются в неуловимых узорах калейдоскопа, складываясь постепенно в форме атомного грибовидного облака над Хиросимой. И, подобно куклам, подвешенным на проводах и манипулируемым своими партнерами, девушки-танцовщицы бесшумно скользят вдоль сцены сквозь пространство под музыку американского композитора Джона Милтона Кейджа. Так выглядят захватывающие дыхание и приковывающие внимание небольшие зарисовки из этого балета-танца.
«Хореография» — это рассуждение Майо на тему американского танца и той политической эры, что его сформировала. Будучи на 20 протяжении лет директором монегасской балетной труппы, Майо уже создавал и классические балетные постановки, и, так называемые, спектакли не нарративного жанра, то есть такие, которые рассказывают не просто историю. Само искусство этого удивительного постановщика всё чаще склоняется к поэтическому импрессионизму.
Мотивация для постановки 75-минутной «Хореографии» родилась у Майо из желания провести философскую дискуссию на тему о том, как и почему мы танцуем. Он обратился к известному французскому писателю Жану Руо, обладателю престижной Гонкуровской премии (это самая престижная литературная премия Франции) за свой исторический роман «Поля славы», который переносит нас в годы Первой мировой войны.
Руо сочиняет историю для балета, которая является размышлением о природе американского мюзикла, балета и современного танца и об их соотношении с крупнейшими мировыми потрясениями XX века. Майо, чья хореография находится на тонкой грани между интерпретацией балета и современным танцем, видит метафорические отношения между Фредом Астером (он считается танцором, оказавшим наибольшее влияние на жанр мюзикла) и Джином Келли (известный за свою роль в мюзикле «Поющие под дождем»), которые были ярким явлением музыкального кинематографа пятидесятых годов ХХ в.
«Фред Астер — это, на мой взгляд, идеальный символ и показатель элегантности и легкости тела, словно скользящего над полом, не касаясь, казалось бы, земли — вот она — связь с классическим балетом», — рассказывает Майо в своем телефонном интервью из Москвы, где он был на репетиции в Большом театре для постановки «Укрощения строптивой» накануне ее недавнего мирового показа.
«Когда появился Джин Келли, он приземлил танец, так что этот новый пришедший стиль танца мог стать частью нашей повседневной жизни и не являться лишь чем-то сценическим — это мог быть обычный танец на улице. Особенно это стало интересно для больший студий, которые занимались постановкой крупных музыкальных комедий», — добавляет Майо.