Встречаем театр Бориса Эйфмана в Монако
На следующей неделе известнейший российский балетмейстер Борис Эйфман приезжает в Монако со своим новым балетом «Up and Down».
Это 5-ое — юбилейное представление, организованное GALA RUSSE, и в этом году оно состоится 9 и 10 сентября в Grimaldi Forum. У нас будет шанс вновь открыть для себя «хореографа-психоаналитика», который погружается в неисследованные глубины внутреннего мира своих персонажей и проникает в места, наиболее скрытые от подсознания.
На спектаклях Эйфмана всегда аншлаг. Посмотреть его балеты приходят знаменитости, поскольку каждое его произведение — событие и новое слово в балетной драматургии и хореографии.
В чем же секрет его популярности и успеха не только в России, но и на Западе? Все секреты обычно спрятаны в прошлом, поэтому и мы в этой публикации решили обратиться к минувшим дням.
Сын инженера и врача
Итак, Борис Эйфман родился в Алтайском крае в городе Рубцовск 22 июля 1946 года. Назвали его в честь деда по отцовской линии. Семья Бориса до его появления на свет никак не была связана с балетом. Его отец, Янкель Борисович Эйфман, работал инженером, и накануне войны по профессиональной деятельности был отправлен из Бессарибии на Алтай строителем на завод танковых двигателей.
Мать Бориса Эйфмана, Клара Курис, была врачом по образованию и по призванию. Поэтому никакой наследственности в области искусства нет и нельзя сказать, что сын пошел по стопам родителей.
Когда семья вернулась в Кишинев, Борису было 5 лет. Он учился в средней школе, позднее начал работать, а старшие классы параллельно заканчивал на вечернем отделении. В подростковом возрасте Эйфман заинтересовался танцами и стал ходить во Дворец пионеров на занятия, а спустя 10 лет поступил на впервые организованное в городе хореографическое отделение Кишиневского музыкального училища под руководством Рашель Иосифовны Бромберг, откуда и выпустился в 1964 году. Бромберг оказала немалое влияние на будущего балетмейстера. Она тоже вопреки воле родителей-медиков стала балериной, отучившись на вечерних курсах при Большом театре в Москве. Уже во время учебы и занятий балетом Эйфман проявил недюжинные способности к балету, а также организаторские навыки.
В 17 лет на посту руководителя студии!
В 1962 году Борис Эйфман перенял у Рашель Бромберг руководство хореографической студией при Дворце Пионеров, которой он руководил на протяжении 4 лет, вплоть до 1966 года. Самому Борису было 17 лет, когда он впервые стал преподавать балет.
Затем Эйфман, преданный балету, поступает в Ленинградскую государственную консерваторию им. Римского-Корсакова, которую успешно заканчивает в 1972 году.
Однако свои первые постановки он осуществляет еще будучи студентом консерватории. Сначала были балеты «Жизни навстречу» на музыку Д. Б. Кабалевского и «Икар» на музыку А. Чернова и В. Арзуманова, затем последовали «Блестящий дивертисмент» (1971) на музыку М. И. Глинки, «Фантазия» (1972) на музыку Антония Аренского. А дипломная работа Эйфмана, которая состоялась на сцене Малого театра оперы и балета в Ленинграде «Гаянэ» на музыку А. И. Хачатуряна, открыла ему многие двери в будущем. Это был блестящий старт для успешной карьеры.
После окончания консерватории хореограф становится постановщиком Ленинградского государственного академического Театра оперы и балета имени С. М. Кирова. Параллельно он преподавал в Академии русского балета имени А. Я. Вагановой.
Сложнейший спектакль «Жар-птица» на музыку композитора Игоря Стравинского принес первые лавры славы и известности хореографу Эйфману. После успешной премьеры в Ленинграде он отправился гастролировать с этим балетом по СССР, а также по другим заграничным городам и везде имел успех.
Однако только лишь классический балет не принес бы Эйфману той бешеной популярности и лавры новатора, которые он имеет сегодня. Он всегда стремился привнести что-то новое, вдохнуть что-то иное в танец, отличное от классики.
Балетный диссидент с собственным театром
Важнейшим жизненным достижением постановщика является создание в 1977 году собственного балетного театра, который так и назывался «Новый балет». Именно для этого театра Эйфманом было создано немало произведений. Зачастую он сочинял не только хореографию, но и был либреттистом, а в некоторых случаях — и художником. Для СССР авторский театр являлся совершенно уникальным явлением. Тем более, что хореограф не ограничивался академическими элементами в своих постановках. Например, именно он первым предложил публике беспуантовый балет, танцевальные рок-спектакли, детские постановки под аккомпанемент современной музыки.
Неудивительно, что за ним закрепилось прозвище «балетного диссидента». Трудно представить, сколько битв и баталий против цензуры и советской власти пришлось провести Борису Эйфману. Чего стоило только отвоевать себе право самостоятельно подбирать музыку, трактовать по-своему произведения литературы — как русской, так и зарубежной и т.д. Например, музыку Д. Баррета из репертуара американского ансамбля «Пинк Флойд» для балета «Двухголосие» Эйфман подбирал сам. А количество поставленных им балетов, где трактовка произведений, на основе которых построена хореография, отличается от сценической постановки, не счесть. Например, балет «Подпоручик Ромашов» по мотивам повести А. Куприна «Поединок», музыка В. Гаврилина, 1985; «Мастер и Маргарита» по одноименному роману М. Булгакова, музыка А. Петрова, 1986; «Женитьба Фигаро» по пьесе П. Бомарше, музыка Дж. Россини, 1982; «Убийцы» по роману Э. Золя «Тереза Ракен», музыка И. С. Баха и А. Шнитке, 1991. Но на то он и «Новый балет»! Уже с 1980-х годов театр стал выезжать на гастроли в Нью-Йорк, которые постепенно стали ежегодными.
Борис Эйфман стал первым балетмейстером, который обратился к произведениям М. Ф. Достоевского. По его произведениям были поставлены балеты «Идиот» (музыка — Шестая симфония П. Чайковского, 1980) и «Карамазовы» (музыка С. Рахманинова, В.Р. Вагнераи М. Мусоргского, 1995).
Сегодня театр «Новый балет» переименован в Санкт-Петербургский государственный академический Театр балета, а сам Борис Яковлевич продолжает им руководить.
Театр одного хореографа
В конце прошлого века создание театра одного хореографа было большим новшеством. Подход к балету, который воспитывался в стенах молодого театра, тоже сильно отличался от той классической школы преподавания, что была всем знакома вот уже несколько десятилетий. Именно это и поражало, манило людей и любителей искусства в театр Эйфмана. Также его репертуар всегда был очень ярким: он пестрил разнообразием жанров и постановок. Здесь можно было насладиться как спектаклем-буффонадой, так и трагедией или библейской притчей. Вы могли посмотреть как одноактный балет, так и хореографическую миниатюру или камерный балет.
Балетмейстер обратился к психологической стороне танца, к его душе. Его персонажи — часто страдающие, мятущиеся души, которые вместе с вами словно проходят через ряд жизненных процессов — смерти и возрождения, и вы никогда не знаете, какой путь выберет этот герой и куда вас заведет следующий акт представления. Стремление Эйфмана к драматизации и высшему напряжению проявляется в создании массовых сцен, которым придается особое значение: почти всегда это кульминации спектаклей, где кордебалет принимает активнейшее участие и несет важную смысловую нагрузку. В России сегодня это единственный театр современного балета, поражающий грандиозными ансамблевыми композициями. Эйфман так написал про хореографию: «Это вид искусства, способный материализовать эмоциональную жизнь духа».
Производственный роман
Борис Эйфман за пределами театра известен как отзывчивый друг и примерный семьянин. Он женат на Валентине Морозовой – балерине своего же театра, они вырастили сына Александра (21 год). Жена не только подруга Мастера, но его верная ученица и первая соратница. Для нее Эйфман написал множество ролей в своих балетах.
Однако это сейчас, а вот в молодости ему приписывали множество романов с известными звездами и танцовщицами. Пресса полнилась слухами, так как ей не давало покоя то, что такой импозантный, представительный и талантливый мужчина может вести холостяцкий образ жизни. Но, как известно, большинство романтических отношений возникает на работе, и в этом Борис Эйфман и Валентина Морозова не стали исключением, что в конечном итоге привело к браку. Однако завести ребенка они решились уже в достаточно зрелом возрасте, так как работа отнимала слишком много времени и сил у обоих супругов.
Борис Эйфман принимает активное участие в работе Международной балетной секции при ЮНЕСКО, занимает должность и.о. профессора Академии русского балета имени А.Я. Вагановой. Он является обладателем множества наград и нескольких профессиональных титулов, таких как Народный артист России (1995), лауреат Государственной премии России (1999), лауреат театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит» (1995, 1996, 1997), премий Союза театральных деятелей РФ «Золотая маска» (1996, 1999), премии «Триумф» (1996). В 1998 году удостоен высшей духовной награды детей России — ордена «Мира и Согласия» в номинации «Новое слово в хореографии». Награжден Орденом кавалера искусств Франции (1999).
А мы предлагаем вам самим найти ответ на вопрос, в чем секрет успеха балетов Эйфмана, посмотрев его последнее творение по роману Скотта Фитцжеральда «Ночь нежна» — балет «Up& Down», который состоится 9 и 10 сентября в Гримальди Форуме, начало в 20.00.
Приобрести билеты можно здесь. Цены варьируются от 45 до 120 евро в зависимости от расположения по отношению к сцене.
Официальный трейлер балета: