Эта высокая стройная девушка сразу выделяется из общей массы посетителей отеля «Метрополь». Длинное черное пальто, сумочка «Шанель» и толстая книга с собственными работами – вот образ современной художницы, проживающей в Монако. Дарья Усова, выпускница художественно-графического факультета МПГУ, взорвавшая мир современного искусства своей техникой Pieces Art, уже три года живет и работает в Княжестве. Я не случайно выбрала «Метрополь» для нашей встречи — стильное место, стильная девушка Дарья.
Ольга Таран: Как вы осознали, что должны быть именно художником? Когда это произошло?
Дарья Усова: Я, наверное, родилась художником. В детстве меня отдали в художественную школу, ко мне приходили преподаватели и занимались со мной на дому. Это все было так естественно, что я даже не думала, что буду кем-то другим.
Правда, у меня была и другая идея в жизни. Мне очень нравится история искусств и антиквариат, поэтому я получила второе образование по специальности «Экспертиза и атрибуция предметов антиквариата». Я считаю, что каждый художник должен изучить все этапы истории искусств, чтобы потом создать что-то новое. Это как знать буквы алфавита, чтобы из них составлять новые слова. Для меня экспертиза – очень интересная тема, потому что она подразумевает мышление. Когда человек занимается экспертизой какого-либо предмета, он делает предположения о том, как создавался предмет, в какое время, при каких обстоятельствах. В современном искусстве художник заставляет зрителя задуматься, почему его творения сделаны так, а не иначе. Я вижу связь между тем, что я изучала и тем, что я делаю.
Ольга Таран: Можно ли сказать, что любовь к рисованию у вас наследственная?
Дарья Усова: В принципе, мои бабушка с дедушкой рисовали. Но рисование не было их основной профессией. В то время это было просто невозможно. Например, мой дедушка создавал агитационные плакаты для государства. А бабушка начала заниматься живописью в конце жизни и рисовала в стиле импрессионизма.
Ольга Таран: Родители вас поддерживали?
Дарья Усова: Папа хотел, чтобы я занималась искусствоведческой экспертизой, писала книги, преподавала. Мы с ним даже написали совместно книгу, посвященную работам Филонова. У меня огромное количество литературы про искусство, и я всегда открыта к тому, чтобы узнавать что-то новое, набираться знаний.
Ольга Таран: Как вы пришли к технике коллажа?
Дарья Усова: Я закончила школу академического рисунка и затем принялась самостоятельно исследовать искусство. Как и все художники, я начала подражать. У меня были работы в стиле импрессионизма и экспрессионизма. Но все началось с поп-арта. Мои картины, состоящие из различных частей, перекликались с творчеством Джеймса Розенквиста. Обучаясь в Московском музее современного искусства, я заинтересовалась темой реконструкции. Я подумала, что было бы интересно создать образы знаменитых людей из разных деталей, которые связаны с их жизнью. Например, мой первый коллаж Джона Леннона я сделала из того, чем он жил. Это был разорванный американский флаг, японки и части различных альбомов Beatles.
Ольга Таран: И вы запатентовали эту технику?
Дарья Усова: Конечно. Мне стало очень комфортно в этой нише. Меня начали узнавать, и мой патент отличал меня от остальных художников, ведь обычно представители этой профессии не фиксируют свои достижения.
Ольга Таран: Какие люди направляли вас к успеху?
Дарья Усова: Я бы отметила Леонида Бурлакова – продюсера группы «Мумий Тролль» и Земфиры. Он поставил меня на некую дорогу и поверил в меня. А лет пять назад по его просьбе я сделала коллаж для альбома африканской группы, знаменитой именно на этом континенте.
Андрей Бартенев – тоже определенный этап моей жизни. Он мой друг и учитель. Этот человек показал меня глянцевому миру, из которого я делаю свои работы. Одно время я работала у него. Это был очень ценный опыт, который позволил мне набраться знаний и далее двигаться самостоятельно как художник.
Ольга Таран: Чье творчество вас вдохновляет?
Дарья Усова: Когда я только начинала делать коллажи, моими учителями были Александр Маккуин и Джон Гальяно. Их шоу настолько гениальны и продуманы, практически театрально поставлены, что это не может не вдохновлять. В них есть логика, по которой строится весь этот спектакль, театрализованное шоу. Мне это очень нравилось: в каждом показе была своя концепция. Однако действительно любимым художником остается Энди Уорхол. Я очень люблю его за то, что он показал миру, что искусство может быть популярным и модным, что художник не должен быть бедным и голодным. Он может стать бизнесменом.
Ольга Таран: Возвращаясь к вопросу о бедности. Не каждый художник может позволить себе жить в Монако. Значит ли это, что вы еще и эффективный менеджер?
Дарья Усова: Я думаю, то, что я живу именно здесь — это судьба. В тот момент, когда я работала в своей московской студии, я чувствовала, что это место не для меня. Оно не подходило под концепцию моего искусства. Я знала, что через какое-то время я окажусь в другом месте. В итоге переехала в Швейцарию. И, честно говоря, там у меня совсем не было вдохновения.
Ольга Таран: Почему все-таки Монако?
Дарья Усова: Именно потому, что тут есть вдохновение. Эти краски, цвета, контрасты для меня очень важны. Мое искусство показывает красоту жизни. А красота жизни она тут, на Лазурном Берегу.
Ольга Таран: Есть ли у вас любимые места в Монако?
Дарья Усова: Мне очень нравится Monte-Carlo Beach — именно та часть Княжества, где много природы. Центр Монако для меня тяжеловат из-за переизбытка архитектуры совершенно разных стилей.
Ольга Таран: Дарья, вы художница и мама. У дочки наблюдаются склонности к рисованию?
Дарья Усова: На самом деле она постоянно со мной. Она приходит со школы, садится рядом и тоже делает коллажи, рисует, лепит. Честно говоря, я не очень хочу, чтобы она была художником, потому что быть им сложно. К тому же, для многих людей это не очень понятная профессия. Вот банкир или доктор — всем понятно. Иногда случается, что люди воспринимают художника несерьезно. Только когда ты рассказываешь о том, что у тебя есть определенный режим работы, два высших образования, а твои работы были в фонде музея Гуггенхайм еще в начале твоей карьеры, люди понимают всю серьезность твоей профессии. Но это так долго рассказывать и объяснять…
Ольга Таран: Ваши коллажи вы называете коллажами желаний. Почему?
Дарья Усова: Коллаж желаний – это особенная тема в моем искусстве. Я решила преобразовать обычный жанр портрета и сделать его более интересным для зрителя. В таком коллаже сочетаются важные моменты жизни человека, которые произошли или еще произойдут. Из-за такой концепции этот жанр пользуется спросом.
Ольга Таран: Создание коллажа — это довольно длительный процесс. Как вы принимаете решение о том, из чего он должен состоять?
Дарья Усова: Я беру несколько фотографий человека и пытаюсь передать в портрете самые важные черты его характера. Это некая ментальная работа, так как я пытаюсь прочувствовать, чем он живет, что ему нравится. Я хочу понять, каким он хочет себя видеть и пытаюсь сделать все, что от меня зависит, чтобы раскрыть суть человека. Я всегда делаю портреты с любовью. Когда любишь то, что делаешь — не может получиться плохо.
Ольга Таран: У вас есть собственный коллаж желаний? Какие там желания, и что уже сбылось?
Дарья Усова: Есть. Например, рождение нашей дочери уже сбылось. Те путешествия, которые мы планировали и уже совершили, тоже там изображены. Но еще есть много не реализованных…
Ольга Таран: Какие темы вам сейчас интересны?
Дарья Усова: Сейчас я работаю над темой, которая мне особенно близка — помещаю предметы в несвойственную им обстановку. Это некий прием в искусстве, который сейчас витает в обществе. Главными персонажами моих картин стали представители семейства кошачих: тигры, львы, пантеры. Я помещаю их в свойственную для человека среду. Таким местом может стать лофт с бассейном, дом, часть города. Это одна из моих любимых тем — сильные, красивые животные меня вдохновляют.
Ольга Таран: Расскажите о вашей серии «12 секунд из жизни Христа».
Дарья Усова: Эта серия стала переломным моментом моей жизни. Она состоит из 12 работ и повествует о последних секундах жизни Христа. Картины совершенно одинаковые, меняется только освещение. На белом фоне он еще жив, а на черном – уже нет. Но смысл даже не в религии — дело в том, что каждый человек страдает в своей жизни, а страдания состоят из того, что мы преодолеваем в себе. В картинах этого цикла меняется свет и освещение в целом, как и в нашей жизни. Такие произведения — про веру в себя, они должны быть прочувствованы не с точки зрения религии, а больше как философские. На ту выставку, кстати, приезжал Венсан Перес, который оказался поклонником моего искусства.
Ольга Таран: На ваш взгляд, что необходимо для успеха художника?
Дарья Усова: Во-первых, надо находиться в нужное время в нужном месте — думаю, это самое главное. Необходимо очень много работать. Каждая минута должна быть на счету. Работа не должна зависеть от вдохновения. Оно просто так не появляется, а приходит в течение творческого процесса. К тому же, когда ты пытаешься заявить о себе в мире искусства, у тебя должна быть какая-то особенность. Про свой стиль нужно рассказывать, снимать передачи, писать в журналы. Реклама необходима художнику.
Ольга Таран: Вы много работаете на заказ. Кто ваши клиенты?
Дарья Усова: В целом, это успешные люди. Среди моих клиентов: Игорь Крутой, Федор Бондарчук, Ксения Собчак, Тимати. Еще один мой заказчик и друг – Дмитрий Сычев. Но он никогда не хотел свой портрет. Ему больше интересны картины, которые его вдохновляют на силу, на дальнейшие успехи в футболе.
Ольга Таран: Что у вас в планах?
Дарья Усова: У меня есть личные серии картин, которые я веду. Среди них и цикл с кошками. Обычно для выставок я создаю еще ряд работ на психологическую тему, и уже начала над ней работать. Третьей частью новой выставки станут женщины российского шоу-бизнеса.
Ольга Таран: Если бы вы решили коллекционировать предметы современного искусства, что стали бы собирать?
Дарья Усова: Мое направление – русский авангард. Обожаю работы Гончаровой и Филонова. Все, что связано с их школой, очень интересно. Их творчество – это некий диалог между верой и политическими концепциями.
Ольга Таран: У вас есть какие-то увлечения помимо работы?
Дарья Усова: Очень люблю джазовую музыку. У меня странная привычка: всегда слушаю московское радио «Джаз», потому что оно напоминает мне дом, мою студию, в которой было создано огромное количество работ. В тот момент у меня не было ни мужа, ни ребенка. Я могла работать сутки напролет, постоянно что-то придумывая. Джазовая музыка уносит меня в ту студию в Москве и создает правильное настроение для работы.
Одно из увлечений – история искусств. Помимо этого, в числе моих интересов — цигун и кулинария. Моя близкая подруга училась в разных кулинарных школах. Это она меня заразила. Готовлю по рецептам Юлии Высоцкой и Джейми Оливера. А спорт для меня – это больше мыслительный процесс, очищение сознания. Но самая моя большая любовь – это моя дочь Беатрис.
Ольга Таран: Что для вас Монако?
Дарья Усова: Монако – это мечта. Я живу здесь третий год. Это очень яркое и интересное место. За Монако стоит очень сильная история: здесь американская актриса стала принцессой – это же сказка какая-то!