Завершился второй этап зимних гонок Melges 20, который проходил в Монако с 20 по 22 ноября. В них приняли участие несколько российских команд. Сегодня мы познакомим вас с владельцем одной из них — RUS-25. Сам он в шутку называет себя «дедушкой российского IT-бизнеса». В нелегком перестроечном 1986 году Анатолий Карачинский начал заниматься предпринимательской деятельностью, хотя такого понятия как «бизнес» в нынешнем понимании еще не существовало в России. Тем более в сфере IT – технологий.
С 1997 года он стоял во главе Группы компаний IBS. Анатолий Карачинский и сейчас занимает пост председателя в Совете директоров публичной компании Luxoft, акции которой обращаются на Нью-Йоркской Фондовой Бирже. Также он входит в Наблюдательный совет Публичного акционерного общества «Московская Биржа ММВБ-РТС» и в бюро правления Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). Помимо прочего яхтсмен является председателем комитета РСПП по профессиональному обучению и профессиональными квалификациям.
Правду сказать, на дедушку Анатолий совсем не «тянет». И для HelloMonaco он предстал в ином качестве — не бизнесмена, а человека, влюбленного в парус.
Ольга Таран: Анатолий, Вы ведь много лет работает в области IT, возглавляете технологическую компанию, по образованию инженер-системотехник. И вдруг парусный спорт. Или не вдруг?
Анатолий Карачинский: Я рядом с парусом находился всю жизнь. Мой дядя из Одессы был Чемпионом Советского Союза в классе «Звездный». Он брал меня покататься на лодках, и я всегда ждал этого случая. А сейчас парусный спорт стал моим главным хобби. В свое время у меня были разные увлечения, но парус оставался всегда. Знаете, это как любовь. Когда она случается, ты не можешь объяснить, как и почему так получилось.
Ольга Таран: Как давно вы в парусном спорте?
Анатолий Карачинский: Я стал заниматься спортом с 2004 года. Мы собрались с друзьями и решили, так сказать, возрождать парусный спорт в России. Сначала ходили на лодках класса Дракон. Начали с класса Дракон. Сначала было 3 лодки, потом 10, 15, 25. В итоге класс Дракон в России стал самым быстрорастущим. Три года назад захотелось разнообразия. Вот я и поменял Дракон на Melges.
Ольга Таран: Расскажите о своей команде RUS-25 и о своей роли в ней ?
Анатолий Карачинский: Парусный спорт – это история про людей, которые этим увлекаются, и профессионалов, которые им в этом помогают. В моей команде кроме меня еще 2 профессионала. Я практически всю жизнь гоняюсь с одним тактиком — Алексеем Крыловым. Третий член экипажа меняется время от времени. Сейчас это Максим Логутенко. Я в команде выполняю функцию рулевого.
Ольга Таран: У вас есть опыт управления огромным холдингом. А Melgers — лодка маленькая: экипаж всего 3 человека. Помогают ли ваши профессиональные навыки руководителя во время гонок и в общении с таким маленьким коллективом?
Анатолий Карачинский: Мне кажется, эти вещи совсем не связаны друг с другом. Вообще, я называю парусный спорт «вентилятором»: когда встаешь за руль, выходишь в море — все остальное выветривается из головы. После этого начинаешь думать и воспринимать вещи немного по-другому. Это очень важно, так как помогает снять груз повседневной ответственности, сложных решений, которые приходится принимать. А в море решения принимаются инстинктивно. Как говорит наш тактик, «щекой чувствуешь, что ветер поменялся». Морская стихия – это такое место, где необходимо вести себя естественно, если хочешь выжить. Именно от этого я получаю удовольствие.
Ольга Таран: Бытует такое мнение, что русские программисты – лучшие в мире. Так ли это?
Анатолий Карачинский: В этом никакого сомнения нет.
Ольга Таран: А про яхтсменов что скажете?
Анатолий Карачинский: Пока мы не лучшие в этой области. Понимаете, с программистами проще. В России было и есть очень хорошее инженерное образование. Те политики, которые говорят, что это не так, обычно мало что в этом понимают. У меня 20 000 сотрудников, из которых около 17 000 работают за пределами России. Мы набираем людей из многих стран, поэтому я могу уверено говорить, что Россия (а также Украина и Белоруссия) предлагает образование очень хорошего уровня. Советский Союз построил идеальное систему инженерного образования. У нас отличная инженерная школа, откуда вышли программисты высокого уровня. Вот с парусом такого не случилось. Мы всегда уделяли большое внимание тем видам спорта в которых можно было выиграть олимпийские медали, а в парусе не очень много побеждали, поэтому больших инвестиций в него не делали. Судя по развитию парусного спорта в мире, я думаю, что его двигателем является массовость. Взять хотя бы Великобританию, там каждый третий житель ходит под парусом. В Советском Союзе не было возможности ходить под парусом для массового любителя, потому что было мало лодок, не было инфраструктуры, а на море, где как раз и должен развиваться парусный спорт (Франция отличный пример), всегда были огромные ограничения на плавание под парусом, так как у пограничников всегда было ощущение, что мы сядем в лодку и уплывем за границу. Соответственно, массовости не было. А ведь она порождает большое количество соревнований, которые, в свою очередь, привлекают спонсоров. Появляются инвестиции, складываются профессиональные команды, которые впоследствии выходят на международный уровень. Обычно происходит именно так. Но у нас этого не произошло. В России этот процесс начался лет пять назад.
Ольга Таран: Государство принимает участие в развитии парусного спорта?
Анатолий Карачинский: Чаще всего государство измеряет свой успех медалями, своим положением по отношению к другим странам. А парусный спорт привлекает частные инвестиции. На самом деле, российский парус развивается очень быстро. Недавно мы провели небольшой опрос компаний, которые занимаются чартером лодок в разных странах. Оказалось, что по статистике в 2013 году около 300 000 русских брали яхты в аренду. Это впечатляющая цифра! Например, в Италии и во Франции парусный спорт создавался на протяжении 100 лет, а у нас и 10 не прошло.
Ольга Таран: А какая связь между чартером лодок и развитием парусного спорта ?
Анатолий Карачинский: Понимаете, чтобы человек что-то полюбил, ему необходимо попробовать и понять, что это ему нравится. Как правило, люди любят путешествовать по воде. Человек должен пройтись на лодке для того, чтобы понять, что ему приносит это удовольствие. После этого он с друзьями несколько раз возьмет лодку в аренду. А потом он задумается о покупке своей маленькой яхты. Ему захочется, чтобы его дети этим занимались, он отдаст их в парусную школу и т.д. Вот такой алгоритм.
Ольга Таран: Как-то в интервью вы сказали, что хотели бы выйти на пенсию, уделять больше времени семье и себе. Вы пока на пути к этому?
Анатолий Карачинский: А я уже на пенсии. Перестал заниматься операционной деятельностью. Сегодня я выступаю в роли институционального инвестора и могу себе позволить больше гоняться, проводить больше времени в море. С этой целью планирую переезд в Княжество.
Ольга Таран: Семья разделяет ваш интерес к парусному спорту?
Анатолий Карачинский: Они с удовольствием ходят со мной на больших лодках. У нас есть многолетняя традиция: мы вместе собираемся на лодке, чтобы встретить Рождество и Новый год. Хотя хобби моей жены требует не меньше времени, чем мое собственное. Она занимается верховой ездой, у нее много лошадей, тренируется четыре раза в неделю.
Ольга Таран: Анатолий, у Вас большое количество профессиональных наград. Вам несколько раз присуждалось звание самой авторитетной персоны компьютерного бизнеса России, согласно рейтингам «DATOR Top100». Вас также включили в список «Звезд Европы» журнала Business Week. С точки зрения парусного спорта награды для вас имеют значение?
Анатолий Карачинский: Когда я только начал ходить под парусом, мне, естественно, хотелось занимать первые места. Затем я понял, что все это такая ерунда… Ведь люди, занимающиеся спортом профессионально, с детства отдают ему всю жизнь, приобретают профессиональные навыки, которых у нас, любителей, нет. Я вот не могу щекой почувствовать изменения ветра. И уже, наверное, не смогу. Честно говоря, в этих гонках заслуга в большей степени принадлежит тем ребятам — профессионалам, с которыми мы гоняемся в одной команде. Есть, конечно, люди, которые «перебирают» членов экипажа с целью найти тех, кто приведет их к пьедесталу почета. Но лично мне приносит удовольствие сам процесс гонок, а не результат.
Напомним что третий этап Зимней серии Melges 20 пройдет в Монако с 11 по 13 декабря. На текущий момент RUS-25 занимает 12-е место в рейтинге. Пожелаем Анатолию Карачинскому и его экипажу удачных гонок в Монако на последующих этапах. А мы, как обычно, будем держать вас в курсе событий и результатов Melges 20 Зимней серии.