В этот уик-энд в яхт-клубе Монако прошел заключительный этап зимней серии гонок в классе Melges 20, организованной российским яхтсменом Валентином Завадниковым. Напомним, что история регаты берет начало в 2013 году. Тогда владелец команды “Синергия” и, по совместительству, ее рулевой — Валентин Завадников, решил организовать для российских яхтсменов тренировочные сборы, направленные на поддержание формы экипажей и обеспечение непрерывности тренировочного процесса в период зимнего затишья. Однако регата превратилась в нечто большее, чем просто тренировка. Сейчас Melges 20 Winter Series по праву является полноценным циклом соревнований и продолжает успешно развиваться. В этом году гонка прошла в Монако уже в третий раз, стартовав 23 октября 2015 и финишировав 20 марта 2016. Мы — HelloMonaco — встретились с Валентином после окончания гонок в Яхт-клубе Монако, чтобы поздравить победителей и побеседовать с основателем гонок Melges 20 в Монако.
Ольга Таран: Валентин, с каким каким настроением вы вышли на финишную прямую третьего сезона?
Валентин Завадников: Я считаю, что сезон в целом прошел хорошо. Погодные условия оказались приемлемыми для проведения гонок. Провальным был только Primo Cup, когда была проведена всего одна гонка, хотя была возможность провести три. Мне кажется, нынешние судьи пока не привыкли работать с таким активным и профессиональным флотом, как наш.
Экипажи агрессивно бьются за победу. Азарта добавила не совсем корректно выставленная дистанция (стартовая линия). Таким образом, судейское судно оказалось в очень выгодной позиции, и участники пытались к нему «залезть» — бились за место у судейского судна. В результате — дисквалификация половины команд за фальстарт. Но главное, что проблема обозначена, и в следующий раз мы ее устраним.
Ольга Таран: На финишном соревновании стартовали 25 лодок. Гонка становится и вправду большой?
Валентин Завадников: Три года назад наша идея началась с десяти российских яхт. Сейчас в каждом этапе участвуют в среднем около 20 яхт. Понятное дело, что русские доминируют – они составляют 16 экипажей. Тем не менее, есть швейцарцы, чехи, поляки, итальянцы. Можно сказать, что география прилично расширилась. С этой точки зрения регата состоялась, она является достаточно известным зимним событием. Этой зимой 40 экипажей так или иначе принимали в ней участие.
Ольга Таран: Лидеры регаты – наши соотечественники. Берем количеством или мастерством?
Валентин Завадников: Я бы не говорил, что это только наши соотечественники. Достаточно плотно ходят, например, монегаск Гвидо Миани и итальянец Манфреди Вьянини Толомеи. Надо сказать, что некоторые достаточно сильные экипажи участвуют не во всей серии, а лишь в одном-двух этапах. А русским очень удобно и выгодно сюда приезжать. Очевидно, что зимой Россия закрыта для парусного спорта. В то же время Монако – удобное место с точки зрения географии, и есть прямые рейсы из Москвы. Поэтому участие русских в зимней серии более стабильно.
Кроме того, у европейцев выбор больше: они могут гоняться на Майорке, уезжают на зимнюю серию в Майами. Понятное дело, что для русских поездка в Америку обойдется дороже, не каждый может поехать туда на всю зиму. Все это объясняет, почему русские тут доминируют, и по итогам года находятся в лидерах турнирной таблицы. Но, например, победителем пятого этапа после восьми гонок стал экипаж «Section 16» Ричарда Дэвиса. Хотя удивляться нечему: Ричард – опытный яхтсмен, победитель крупных гонок в классе Melges 20, в котором он соревнуется с 2012 года. Его экипаж был двукратным победителем зимней регаты в Майами (Audi Melges 20 Winter Regatta). В 2015 году «Section 16» стал чемпионом Canadian National Championship. Но, поскольку «Section 16» участвовал только одной гонке, то в финальную тройку лидеров он не попал, но показать себя как очень сильного соперника, успел.
По результатам всех гонок зимней серии победителем Jefferson Capital Melges20 Winter Series стал экипаж «Пирогово» Александра Ежкова.
«Русские богатыри» Игоря Рытова получили «серебро». А на третьем месте расположился один из сильнейших участников регаты – «Ника» Владимира Просихина.
Ольга Таран: Какие новые имена появились за время зимних гонок в Монако?
Валентин Завадников: Самым хорошим примером как раз и является Игорь Рытов, который пять лет назад и не думал о парусном спорте, а сегодня активно борется за пьедестал. Команда «Сколково» – достаточно «свежие» ребята. У них дела обстоят сложнее, так как состав экипажа часто меняется, поэтому у них нет постоянной практики. Но в их команде речь идет больше о team-билдинге: гоняется один профессионал, а все остальные меняются. «Marussia» Марины Каверзиной тоже присоединилась к нам не так давно. Еще осенью она и не думала заниматься парусным спортом. Но попробовала и решила, что она в эту игру играет. Проведет еще два года в тренировках и точно будет ходить не в конце, а в середине флота.
Ольга Таран: Женщины в этом виде спорта – исключение?
Валентин Завадников: Я не могу сказать, что это исключение. У итальянцев практически в каждом экипаже есть девушка. В российских экипажах тоже участвуют девушки. В Америке полно чисто женских экипажей, гоняющихся в разных классах.
Ольга Таран: Чем этот сезон отличался от предыдущих?
Валентин Завадников: Мы постарались сделать гонки более динамичными, четкими и правильно организованными. Ампайры (прим. ред. – судьи на воде) – важное новшество этого сезона. Мы также пытаемся повысить зрелищность мероприятия, проводя прямую трансляцию гонок с воды. У каждой команды уже есть свои фан-клубы, для которых зрелищность важна. И к следующему году мы постараемся улучшить технологию прямой трансляции. К обычному видео планируем добавить картинку с показателями ветра, позиций участников и расстояния. Такая трансляция используется на соревнованиях типа America’s Cup. Это необходимо, чтобы ход гонок был понятен зрителям. К тому же это повысит интерес к регате.
Ольга Таран: На чем основано ваше сотрудничество с яхт-клубом Монако?
Валентин Завадников: Лет десять назад в яхт-клубе Монако было мало молодежи. Исторически сюда приходили отдохнуть, пообедать и пообщаться владельцы неспортивных яхт. Тогда гонялись на медленных старых яхтах, всегда опаздывали и организовывали домашние регаты. Потом было принято решение, что Монако может стать важным яхтенным центром, поэтому решили построить приличный клуб, которому стали уделять большое внимание. С приходом к власти Альбера II активность клуба начала расти, а вместе с ней и его статус. На этой почве началось наше сотрудничество с яхт-клубом Монако. Мы предложили свой опыт участия и организации соревнований и пообещали обеспечить приличный флот и профессиональное судейство. В этом году мы добились присутствия ампайров, что сильно улучшило поведение всех яхтсменов на воде. Все понимают, что необходимо вести себя корректно, потому что по дистанции ездят два человека, которые смотрят за соблюдением правил и которые могут тебя оштрафовать.
Ольга Таран: Пьер Казираги — один из представителей правящей семьи и активный яхтсмен. Он принимал участие в гонках?
Валентин Завадников: Да, он гонялся в первом и во втором сезонах нашей регаты. Однако он старается участвовать в новых проектах, где может узнать что-то новое и необычное. Сейчас Пьер собирается идти в GC32 — это катамаран, который ходит на подводных крыльях.
Ольга Таран: Вы являетесь одним из членов правления Международной ассоциации класса Melges20. Что входит в ваши обязанности?
Валентин Завадников: Все, что связано с регламентацией соревнований. В основном, вопросы развития гонок: где их проводить, а куда лучше не ездить. Это такая спортивно-бюрократическая вещь, которая есть в каждой ассоциации: попытка стандартизировать взаимоотношения, правила, геометрия и география, более интересные спонсорские контракты. Наша деятельность направлена на то, чтобы интерес участников и публики не пропадал, чтобы соревнования были более корректными, понятными и зрелищными.
Ольга Таран: Каковы задачи в следующем году?
Валентин Завадников: Хотим «довести до ума» организацию дистанции. Необходимо, чтобы измерения дистанции проходили быстрее и понятнее. Повысим технологический уровень прямой трансляции, как я уже сказал. Сейчас следить за гонкой можно благодаря трекерам. К следующему году мы постараемся упаковать это в один продукт, который был бы понятен публике, не вовлеченной в соревнования.
Ольга Таран: Какие спортивные цели Вы ставите для себя?
Валентин Завадников: Я пытаюсь вовлечь в Melges20 свою семью, в частности, зятя. Он хорошо выступает, его уровень за последнее время существенно вырос. Сам я собираюсь идти в новый класс – Melges40, и сейчас формирую экипаж для соревнований, которые стартуют в декабре.
Ольга Таран: В чем отличие Melges20 от Melges40?
Валентин Завадников: Melges40 – полностью карбоновая лодка, она легче, и развесовка на ней лучше. У нее качающийся киль, в таких сравнительно небольших размерах никто этого не делал. Это значит, что она будет ходить быстрее, чем все сопоставимые лодки. В мае мы должны получить первую яхту, чтобы ее протестировать. А первую гонку планируется провести уже в декабре в Дубае. Сейчас основная задача для команды «Синергии» – сформировать экипаж. В течение всего сезона мы подбирали людей под новую лодку.
Пожелаем удачи Валентину Завадникову и его экипажу, встретимся в следующем сезоне!