Дело Рыболовлева-Бувье: адвокат российского бизнесмена впервые высказался по делу своего клиента
Громкие заголовки, пристальное внимание со стороны международной прессы… С 2015 года Монако находится в центре судебного разбирательства между российским миллионером Дмитрием Рыболовлевым и швейцарским арт-дилером Ивом Бувье. За это время судебный процесс успел разрастись до феноменальных размеров, став одним из крупнейших скандалов в современной истории небольшого княжества.
На протяжении трех лет история противостояния российского бизнесмена, президента футбольного клуба Монако, и швейцарца обрастала фактами, предположениями, слухами, которые придали “перчинку” истории. В конечном счёте, стало очень трудно отделить правду от слухов.
Долгое время в прессе были слышны лишь заявления со стороны защиты Ива Бувье, в то время как Дмитрий Рыболовлев и его окружение хранили молчание. Совсем недавно адвокат миллионера Эрве Термим впервые сделал ряд выступлений перед СМИ, в которых прояснил некоторые факты, касающиеся дела его клиента. В том числе, он поделился информацией о самом арт-дилере, которая до этого момента была вне поля зрения.
Как все началось?
История началась в 2015 году, когда российский бизнесмен обвинил Ива Бувье в том, что он выручил сотни миллионов франков, продав картины знаменитых мастеров президенту AS Monaco за баснословные суммы. При этом швейцарский бизнесмен до сих пор не видит в своих сделках ничего незаконного. Кроме того, швейцарец нанес ответный удар и подал иск на Рыболовлева по фактам торговли влиянием и коррупции. Он также попросил «отменить всю процедуру», запущенную против него в 2015 году. Согласно швейцарскому арт-дилеру, отсутствие беспристрастности со стороны ключевых фигур монегасского правосудия с первого дня расследования ставят под вопрос всю процедуру.
Масло в огонь подлила просочившаяся в СМИ переписка адвоката Рыболовлева, Татьяны Бершеды, с представителями Службы общественной безопасности, а также информация о близких отношениях бизнесмена с господином Нармино (в то время министром юстиции Монако), которая якобы подтверждала обвинения арт-дилера и в итоге поставила под сомнение неподкупность и честность монегасского правосудия. К тому времени вокруг истории, уже давно привлекшей внимание журналистов, скопилось множество догадок и предположений.
Дмитрий Рыболовлев покидает Монако?
Представитель защиты Рыболовлева решительно опроверг слухи о том, что его клиент собирался покинуть Монако в связи с раздувшимся скандалом и направленными на него обвинениями. По словам адвоката, миллионер часто путешествует и никогда не проводит в княжестве все свое время. Кроме того, Рыболовлев никогда не собирался увольнять своих сотрудников и всегда являлся по всем повесткам правоохранительных органов. Словом, президент ФК «Монако» ведет нормальный образ жизни, ничем не ограничен и готов сотрудничать со следственными органами по этому делу. Адвокат в телеинтервью каналу France 3 (Франция) от 12 декабря 2018 года заявил:
“Он делает всё, что хочет, судебный контроль заключается лишь в запрете контактировать с отдельными людьми. И он не вступает в контакт с этими людьми. Во всем остальном он свободен точно так же, как вы или я. Кроме того, позволю себе заметить, что он изначально считается невиновным, точно так же, как изначально считается невиновным господин Бувье.”
Князь Монако не смог остаться в стороне, ведь задета репутация его государства. Тем не менее, Альбер II, кажется, доверяет российскому бизнесмену. Правитель княжества также сделал заявление, обратив внимание прессы на то, что, окажись история правдой, Рыболовлев бы сам покинул княжество и свой пост президента «Монако».
Обратная сторона медали
Пристальное внимание к личности российского олигарха, возможно, могло отвлечь внимание прессы от другой стороны этого конфликта – швейцарского торговца предметов искусства. Адвокат Димитрия Рыболовлева отметил, что Бувье ловко манипулирует открытым в отношении бизнесмена делом о коррупции и торговле влиянием, отвлекая внимание общественности от обвинений, предъявленных ему самому.
В передаче «Вещественные доказательства» (Pièces à conviction), вышедшей на канале France 3 (Франция) 12 декабря 2018 года, Мэтр Эрве Термим так высказался по поводу своего клиента: “Но, послушайте, давайте забудем о господине Рыболовлеве на пару минут. Признаем, что он воспринимается как российский олигарх, богач, над которым насмехаются. Вы отдаете себе отчет сегодня в том, чего добился господин Бувье? Именно поэтому я говорю, что он феноменален. Господин Бувье всё-таки обвиняется в присвоении путем мошенничества нескольких сотен миллионов. Он предоставил на настоящий момент в качестве единственной гарантии 5 млн евро. Браво. Ему удалось поставить под сомнение неподкупность полицейских, о которых ничто мне не позволяет сказать, что они нечестны. Ничто. Ему удалось поставить под сомнение неподкупность бывшего министра”.
Кажется, швейцарцу действительно удалось не только отвлечь внимание общественности от своих обвинений, но и нанести ущерб репутации представителей монегасского правосудия. Напомним, что дело, которое СМИ окрестили «Монакогейт», имело громкие последствия в самом княжестве, включая отставку министра юстиции Филипа Нармино.
Его отношения с Рыболовлевым также находились под пристальным вниманием журналистов, выяснивших, что за несколько дней до ареста Бувье Рыболовлев пригласил господина Нармино в свое шале в Гштааде.
Является ли это подтверждением факта коррупции? Свое решительное «нет» адвокат объясняет тем, что на маленькой территории княжества друг друга хорошо знают все: бизнесмены, адвокаты, полицейские. Может ли такое тесное общение служить поводом для обвинений в коррупции и торговле влиянием? По мнению Эрве Термима, — нет, но тем не менее господину Нармино, возможно, стоило бы отказаться от своей поездки в Гштаад ради безопасности своей репутации. Но кто же знал…
Третья сторона конфликта
Чтобы раскрыть имя еще одной участницы этой истории, придется вернуться в то время, когда Дмитрий Рыболовлев был задержан сотрудниками правоохранительных органов и провел под стражей 24 часа. В это время он 500 раз воспользовался правом хранить молчание в ответ на заданные ему вопросы. Почему?
Адвокат Рыболовлева объяснил, что источником для этих вопросов послужила полученная из переписки Татьяны Бершеды информация, которая не имеет отношения к этому делу. Соответственно, заданные вопросы не имели законного характера.
Дело, в рамках которого изучался телефон Бершеды, имеет отношение лишь к записи ее телефонного разговора с Таней Раппо. Это еще одно имя, всплывшее в ходе расследования.
Эрве Термим в той же передаче «Вещественные доказательства» поясняет появление нового фигуранта дела: “Это близкая подруга господина Рыболовлева, которая представила господина Бувье господину Рыболовлеву и, по ходу дела, положила в карман порядка 100 миллионов евро комиссионных. Татьяна Бершеда записала этот разговор на свой телефон, этот факт стал предметом жалобы мадам Раппо, и в итоге телефон был привлечен к делу. Я настаивал и всегда буду настаивать на том, что использовать данный телефон было незаконно. По той причине, что вопросы, которые ему задавали, стали результатом изучения телефона его адвоката, Тетьяны Бершеды, тоже задержанной и тоже воспользовавшейся правом хранить молчание, я считаю, хотя и не представляю собой правосудие, что изучение телефона его адвоката совершенно незаконно.”
Можно сказать, что заявления Эрве Термима несколько прояснили позицию его клиента в этом деле. Однако множество вопросов еще остаются без ответа. Снимут ли обвинения в коррупции с Дмитрия Рыболовлева? Чем закончится дело Ива Бувье, обвиняемого в мошенничестве? Мы будем следить за развитием событий.
Фото: getty images/forbes.ru/parismatch.com