Эксклюзивное интервью: Изабель Бонналь о ситуации с Covid-19
Сегодня Княжество Монако, как и весь мир, переживает непростые времена, связанные с беспрецедентным санитарным кризисом. В рамках политики по ограничению распространения Covid-19 в середине марта 2020 года правительство Монако приняло решение закрыть не только все бары, рестораны и предприятия, не имеющие отношения к жизнеобеспечению граждан, но и все учебные заведения княжества. Последнее подразумевало собой переведение всех учеников на дистанционную форму обучения и адаптирование привычной образовательной системы к условиям кризиса.
Но уже начиная с 11 мая княжество запланировало постепенное возвращение к занятиям. Согласно плану, объявленному правительством, с этой даты к учёбе вернутся лицеисты (1-й год старших классов средней школы, Terminal (выпускной класс) и BTS). С 18 мая продолжить занятия смогут ученики колледжей (6-й, 3-й классы и AIS), а 25 мая – ученики начальной школы (классы CP и CM2). Все остальные ученики в учебные заведения не возвращаются, продолжая дистанционные занятия. Открытия детских садов, яслей и Музыкальной академии также не состоится.
Об актуальной ситуации в сфере образования, финальных экзаменах, аттестации и внедрении дистанционного обучения в эксклюзивном интервью для HelloMonaco рассказала министр образования, молодежи и спорта Монако Изабель Бонналь.
HelloMonaco: Насколько на сегодняшний день вам удалось минимизировать последствия введённых карантинных мер в сфере образования и спорта?
Изабель Бонналь: Прежде всего карантинные меры, в том числе и закрытие образовательных заведений, были введены с целью ограничить распространение COVID-19. Это важная задача в сфере здавоохранения, вопрос санитарной безопасности, который касается каждого из нас, особенно для наиболее уязвимых.
После объявления княжеским правительством о закрытии школ, колледжей и лицеев, Управление по вопросам национального образования, руководители школ, учителя и персонал, не участвующий в учебном процессе, были полностью мобилизованы для того, чтобы позволить ученикам продолжить обучение, несмотря на эти, особенно сложные, условия. Именно такое коллективное обязательство позволит преодолеть это непростое испытание.
HelloMonaco: Как вы думаете, в контексте санитарного кризиса, что является наиболее сложной задачей в системе образования?
Изабель Бонналь: Очевидно, что мы живем в беспрецедентной кризисной ситуации, к которой никто не был готов и к которой все должны были адаптироваться. Основная задача системы образования — организовать эффективное дистанционное обучение, которое не оставит ни одного студента в стороне. Это проблема, которую учителя в большинстве случаев взяли на себя, их неизменную самоотдачу в этот период я хотела бы подчеркнуть.
HelloMonaco: Каким образом будут оцениваться итоги обучения, которое дети провели дистанционно?
Изабель Бонналь: Во-первых, следует помнить, что студентов регулярно оценивают в течение года. Поэтому этот учебный год далёк от того, чтобы мы называли его “потерянным” (année blanche), у учеников было достаточно оценок с сентября 2019 года.
И всё же, в интересах равенства между студентами, период карантина не будет оцениваться. Главная задача — поддержание постоянной связи между учениками и преподавателями, чтобы придерживаться программы обучения. В течение этих недель карантина, каждый день ученики продолжали свое обучение с помощью различных методов.
Не будем также забывать и о том, что и школьники, и их семьи находятся в сложной ситуации. Благополучие учеников также является приоритетной задачей. Нет необходимости погружать детей в стрессовые ситуации или трудности по возвращении на школьную скамью! Прежде всего они должны заново открыть для себя вкус к обучению в окружении своих одноклассников и учителей в стенах школы после трудного периода.
Недавний опрос, проведённый с родителями учеников, показал, что более 7 семей из 10 считают, что их дети не отстают в обучении. Для нас это настоящее удовлетворение и очень обнадеживающий результат.
HelloMonaco: Как поступать тем, кто выпускается в этом году и готовится к поступлению в высшие учебные заведения? Каким образом будет организовано их финальное тестирование и зачисление?
Изабель Бонналь: В связи с нынешним кризисом в области здравоохранения, Министерство национального образования и по делам молодежи Французской Республики приняло решение о том, что общие, технологические и профессиональные экзамены на получение аттестата зрелости будут базироваться на оценках за предыдущие четверти. В настоящее время сохраняется только устный экзамен по французскому для общего и технического бакалавриата.
Как только будут сняты карантинные меры, учеников снова можно будет оценивать. Эти оценки будут учитываться при получении bac и различных отличий.
Экзаменационная комиссия выставит окончательные оценки на основе балов, полученных в течение всего года для выпускных классов (l’année de Terminale) с учётом всех других показателей в дневнике.
В связи с этим я ещё раз обращаю внимание на то, что посещаемость, которую ученики должны продемонстрировать в контексте дистанционного образования, будет являться одним из элементов, принимаемых во внимание комиссией, так же как и усилия ученика, отмеченные совещанием учителей класса.
Я также хотела бы отметить, что бакалавриат 2020 года позволяет всем студентам, имеющим его, быть допущенными к обучению в высших учебных заведениях, в частности в рамках программы «Parcoursup». Информация о всех изменениях и нововведениях «Parcoursup» доносится до учеников средними школами Монако.
Как и в предыдущие годы, важно, чтобы каждый ученик обязательно обращал внимание на соблюдение сроков, установленных процедурой «Parcoursup». В случае, если они планируют обучаться за границей, нужно следить за новостями самих учреждений.
Безусловно, школьные консультанты по профориентации остаются полностью мобилизованы, и готовы помочь студентам и семьям в этой области. Меры, принятые для обеспечения педагогической преемственности, вполне естественно включают в себя действия, связанные с профессиональной ориентацией наших студентов.
HelloMonaco: Ключевым моментом учебного процесса является контакт преподавателя с учеником. Многие в княжестве интересуются, в связи с чем не было введено полное дистанционное обучение с участием преподавателей? Родители взяли на себя ответственность выполнять роль учителей в этот трудный период…
Изабель Бонналь: Не заблуждайтесь в том, что собой подразумевает дистанционное образование. Это не просто ежедневное воспроизведение занятий на экране; это переосмысление всего образовательного процесса. Было бы иллюзией полагать, что уроки, полностью переведённые в видеоконференции, повысят эффективность преподавания. Представьте, что наши дети находятся перед своими экранами целый день, посещая “виртуальные” занятия, содержание которых может быть “паразитировано” из-за технических трудностей, медлительности подключения к Интернету, невозможности подключиться всем ученикам одновременно или из-за неподобающего поведения некоторых школьников…
Мы также должны бдительно следить за количеством часов, проводимых учениками перед экранами, используя их только при необходимости.
Вы упоминаете родителей, и вы правы, потому что они играют важную роль в этой конкретной ситуации. Именно в сотрудничестве между семьями и школой мы наблюдаем самые большие успехи.
Чем младше ученик, тем менее независимы они в своей деятельности, и я могу полностью понять, что некоторые родители, возможно, испытывали трудности, особенно те, кто не говорит по-французски или не владеет цифровыми инструментами. Я очень внимательна к вопросам неравенства, поэтому я попросила своих сотрудников быть особенно активными в этих вопросах.
Вот только некоторые примеры: ИТ-инструкторы были мобилизованы для предоставления ответов на технические проблемы; преподаватели французского языка как иностранного предлагали видео, в том числе для детских садов; англоязычная версия презентации сайта, посвященного непрерывности образования, была разослана родителям; консультанты по вопросам образования и руководители школ поддерживали регулярные контакты с семьями, чтобы ученики понимали, что от них требуется …
Конечно, не всё идеально, и мы всё ещё можем улучшить это дистанционное обучение, что потребует размышлений и немного времени. Это своеобразная игра, в которой мы преуспеваем с помощью семей.
В связи с этим мы недавно запустили анкету, в которой попросили семьи дать оценку качества непрерывности образования от 1 до 10. Родители оценили 8 из 10 в начальной и 7 из 10 в средней и старшей школе, что показывает их удовлетворение результатом. И мы обязательно учтём их комментарии для дальнейшего улучшения этой системы.
HelloMonaco: Что вы планируете делать с профессиональными спортивными секциями, в которых числятся дети? Возможно ли проведение онлайн-тренировок по некоторым дисциплинам?
Изабель Бонналь: Министерство образования, молодежи и спорта Монако особенно заинтересовано в занятиях спортом среди студентов. Физическое и спортивное воспитание является такой же важной дисциплиной, как и другие, и им нельзя пренебрегать, особенно в период карантина.
Я знаю, что сегодня для школьников может быть более заманчивым предпочесть потоковые платформы или социальные сети занятиям спортом. Но для их здоровья чрезвычайно важно продолжать поддерживать регулярную физическую активность.
Моя команда и учителя физкультуры, которые были мобилизованы с первого дня карантина, приняли определенные меры, чтобы предложить всем ученикам наших заведений еженедельную программу физических упражнений, чтобы практиковать их как можно более регулярно в наиболее подходящее для них время, и возможно всей семьёй. Содержание этих программ разнообразно и обновляется каждую неделю для того, чтобы максимально мотивировать заниматься спортом.
Я могу только радоваться успеху этого важного элемента, который укрепляет моральный дух и здоровье студентов, что является важным активом, помогающим им достичь своих целей во всех учебных дисциплинах.
Что касается спортивных ассоциаций и клубной практики, то каждый из них может по своему усмотрению установить меры, которые они хотят применить со своими членами: онлайн-коучинг, трансляция спортивных встреч, чтобы пересмотреть ключевые моменты сезона и вновь пережить эмоции… В этой ситуации все средства хороши, так что спорт продолжает существовать в княжестве.
Даже чемпионат Формулы 1 продолжается через онлайн-видеоигры! Так, Шарль Леклер в очередной раз заставил княжество собой гордиться, выиграв виртуальное Гран-при Австралии.
HelloMonaco: Какие сценарии вы рассматриваете для слабых учеников, которые не смогли освоить программу?
Изабель Бонналь: Это очень важный вопрос, и спасибо, что задали его.
Мы по-прежнему крайне бдительны в отношении наблюдения за “неуспевающими” студентами, независимо от того, являются ли они инвалидами или подвержены нарушению обучения, особенно потому, что большая часть терапевтического ухода (логопедия, трудотерапия, ортопедия и т. д.) была прервана.
Я хотела бы отметить, что все специалисты, делегированные в различные системы помощи таким ученикам, мобилизованы для их поддержки. Это специальные преподаватели, которые полностью посвящают себя ученикам с особыми образовательными потребностями. Персонал из моего управления также должен выполнять этот мониторинг.
Как только такие ученики вернутся в школу, им будет оказано особое внимание. Вновь будут активированы многочисленные сервисы для их поддержки — курсы индивидуальной помощи, курсы помощи в выполнении домашних заданий.
Наконец, я позабочусь о том, чтобы руководители школ и учебные группы учитывали особые условия карантина и действовали доброжелательно во время совещаний учителей класса в конце учебного года.
По успеваемости наши ученики варьируются, как правило, от хорошего до очень хорошего уровня. Наши учителя — профессионалы своего дела, а семьи — наши партнёры. Сегодня мы выполнили все условия для того, чтобы наилучшим образом преодолеть эту исключительную ситуацию.