I Love Art: Великое наследие Фернандо Ботеро
Мне было шестнадцать, когда я впервые увидела картину Фернандо Ботеро. Изображение необъятной женщины в красно-белом платье висело над кухонным столом в доме моего дяди в мексиканской Гвадалахаре. Меня сразу же покорили насыщенные, яркие цвета картины, ее шутливость и то, как мягко и тщательно художник растушевал круглые руки и пухлые щеки. «Мой любимый автор», — сказал тогда дядя. И я сразу поняла, почему.
Один из величайших художников ХХ века ушел из жизни 15 сентября в Монако в возрасте 91 года, погрузив в скорбь любителей искусства по всему миру (в том числе моего дядю). Ботеро, появившийся на свет в Колумбии в 1932 году, оставил после себя тысячи картин, сотни скульптур и собственный стиль живописи, названный его именем, — ботеризм.
Вдохновленный… мандолиной
Озарение снизошло на Фернандо Ботеро в 1956 году, когда он переехал в Мехико. В тот год, работая над «Натюрмортом с мандолиной», он вдруг решил изобразить звуковое отверстие мандолины очень маленьким, из-за чего вся она стала казаться излишне большой. Увидев результат этого контраста, Ботеро понял, что маленькие детали придают формам монументальность. С тех пор он сосредоточился на изображении «объемных» объектов.
«Художника неосознанно привлекают те или иные формы. Сначала вы интуитивно занимаете определенную позицию, а потом лишь пытаетесь ее объяснить или даже оправдать», — говорил Ботеро.
Из матадоров в художники
Когда Фернандо было четыре года, его отец скоропостижно умер. Важной фигурой в жизни осиротевшего ребенка стал дядя. В 12 лет по настоянию дяди мальчик поступил в школу матадоров, но через два года ее бросил. Быков он боялся и предпочитал их рисовать, нежели вступать с ними в схватку. Тем не менее, первыми работами Фернандо были акварели с изображением быков и матадоров. Они даже приносили небольшие деньги, поскольку продавались в кассе вместе с билетами на корриду. В 1948 году первые рисунки Фернандо опубликовала газета El Colombiano, одна из самых крупных в его родном городе Медельине. Гонорар за эти рисунки позволил юноше оплатить обучение в художественной школе.
Скульптуры из опилок
Ботеро всегда мечтал быть скульптором и начал заниматься лепкой в 1964 году. В то время у него еще не было финансовой возможности работать с бронзой, и он использовал акриловую смолу, смешанную с опилками. В середине 1970-х годов, в период взлета своей карьеры, он впервые выставил бронзовые скульптуры в парижском Гран-Пале.
В 1995 году террористическая группа Пабло Эскобара заложила бомбу под скульптуру Pájaro (Птица), которую Ботеро подарил городу Медельину. Теракт унес жизни тридцати человек и ранил еще около двухсот. Ботеро отреагировал на трагедию, создав для Медельина другую птицу — La Paloma de la Paz (Голубка мира), которая была установлена рядом с покалеченными остатками предыдущей.
Монако в жизни Ботеро
Последние тринадцать лет жизни Ботеро провел преимущественно в Монако. Среди главных причин такого выбора он называл спокойствие, обилие света и климат. В его мастерской на набережной Антуана I осталось множество незавершенных картин. Известно, что даже в преклонном возрасте Ботеро работал каждый день. Его любимым материалом была масляная краска, а техника заключалась в том, что перед нанесением следующего слоя краска должна была высыхать на протяжении целого месяца. Вот почему чаще всего художник писал несколько произведений одновременно.
Стране, в которой ему так уютно жилось и работалось, Ботеро подарил две свои знаменитые скульптуры. Это «Адам и Ева» неподалеку от Аудиториума Ренье III и «Женщина с сигаретой» в садах квартала Фонвьей. Летом 2019 года в монакской галерее Bartoux были выставлены тридцать произведений художника. Выставка завершилась аукционом, выручка от которого, согласно воле автора, была направлена Фонду князя Альбера II.
Легендарная щедрость
Фернандо Ботеро вообще с легкостью делился всем, что имел. Он подарил сотни скульптур и картин музеям и городам по всему миру. Его личная коллекция из двухсот работ самых известных художников, в том числе Пикассо, Дали, Ренуара, Моне, Дега, Тулуз-Лотрека и Климта, была отдана в дар музеям Медельина и Боготы. Сегодня она составляет основу фонда Музея Ботеро в столице Колумбии, открытого в 2000 году.
Фернандо Ботеро всегда говорил, что его герои не толстые, а объемные. Самому ему тоже был свойственен объем во всем: его жизнь была длинной, работоспособность — фантастической, щедрость — безграничной, влияние — огромным. Памяти о нем тоже суждено стать вечной.