История Викрама Сарабхаи глазами Матти Брауна
Представьте талантливого студента-искусствоведа, который 25 лет тому назад решил посетить Ахмадабад, историческую столицу и крупнейший город штата Гуджарат в Северной Индии, в поисках необыкновенного архитектурного проекта, задуманного еще в 50-х годах прошлого столетия эпатажным Ле Корбюзье (Le Corbusier, 1887-1965), французским архитектором швейцарского происхождения. Посещение Виллы Сарабхаи (Villa Sarabhai), творения, построенного по проекту великого зодчего в 1957 году, произвело неизгладимое впечатление на молодого человека. Вилла в стиле модернизма построена с применением столь популярных и востребованных в наше время экологических стандартов. Само место богато художественными произведениями, выполненными по заказу мадам Манорамы, жены Сухрида Амбалала Сарабхаи, промышленника и предпринимателя, владельца фабрик и филантропа.
Такова история Матти Брауна (Matti Braun), немецкого художника с финскими корнями, сформировавшего свои творческие взгляды в Брауншвейгской высшей школе изобразительных искусств и Высшей школе изобразительных искусств имени Штеделя во Франкфурте. Продолжительное время он сотрудничал со многими международными организациями, но что касается Княжества Монако – с ним у него особая связь. Не так давно его художественная работа «Без названия» (да, мы не ошиблись в переводе) была включена в коллекцию произведений искусства Нового Национального музея Монако (Вилла Палома).
Вернемся к индийскому периоду истории. Находясь под впечатлением, Матти Браун начал постепенно собирать информацию о докторе Викраме Сарабхае (1919-1971), уважаемом члене этой влиятельной семьи. «Было трудно найти информацию о нем во времена отсутствия интернета; но, тем не менее, я настойчиво искал данные как с помощью своих связей, так и посещая библиотеки, читая книги. Когда же появились интернет-поисковики, добывать нужные сведения стало гораздо проще», — отметил художник Матти Браун во время своей мультимедийной конференции, состоявшейся на Вилле Палома 7 мая 2018 года.
Благодаря систематизированному подбору старинных слайдов, аудитория смогла почувствовать харизму личности Викрама Сарабхаи и, одновременно, заглянуть в его частную жизнь, которую он разделил со своей женой, знаменитой классической танцовщицей Мриналини (Mrinalini). Получив прекрасное образование физика в Кембриджском университете по изучению действия радиоактивного излучения, он заложил фундамент и стал основателем индийской космической программы. Викрам Сарабхаи был глубоко убежден, что превратить Индию в современную страну возможно только внедрением новейших и прогрессивных технологий, воплощая достижения науки в жизнь. Исходя из этого, он подтолкнул руководство страны к созданию таких основополагающих базисов, как Лаборатория физических исследований в Ахмадабаде и Индийской космической исследовательской организации, тем самым подчеркивая важность выбранного страной курса во времена премьер-министра Индиры Ганди (1960-х — 1970-х годах). Доказательством твердой приверженности выбранному направлению свидетельствовало открытие в 1960 году астероида 2987, названного в последствии в честь известного физика (астероид Сарабхаи).
Говорят, талантливый человек – талантлив во всем. Можно с этим соглашаться, можно нет. Ученый был не только блестящим физиком. Матти Брауну удалось невероятно выразительно показать жизнь Викрама Сарабхаи гармоничным звучанием застывших образов, в тесном переплетении с его увлечениями и экспериментами в области искусства, технологий и текстильной промышленности. Последнее – это дань семейным традициям, которые хорошо известны сегодня, благодаря использованию необычных приемов при производстве эксклюзивных тканей. Многие образцы представлены в Музее текстиля в Ахмадабаде под управлением Фонда Сарабхаи.
Замечательная жизнь Викрама Сарабхаи пронеслась под девизом: «Что б ты не делал, пытайся экспериментировать».
Фото: HelloMonaco/Mapin/архивы 1975 года