Портье: что нужно знать о главной стройке Монако
Апрель ознаменовал собой начало возведения нового квартала Портье, который должен стать уникальным, как для Княжества, так и для всего мира. Этот проект готовился и дорабатывался несколько лет, ведь надо было учесть даже самые маленькие нюансы. Вокруг Портье были и продолжаются несмолкаемые споры, но точно одно – эта стройка станет самой значимой в жизни Монако в ближайшие несколько лет. Что стоит знать о главной стройке Княжества?
Немного истории
Строительство в воде не новшество ни для Монако, ни для всего мира. Так, некоторые государства, омываемые морем, уже много лет практикуют такой способ увеличения своих территорий. Лидером в этой сфере можно назвать Сингапур, который за десять лет потеснил море на 100 кв. километров, а также Японию и ОАЭ. В Монако первый подобный квартал появился в 1970 году. Это знаменитый Фонвьей площадью 334 970 кв. километров. Что же касается нового Портье, то его строительство многие годы откладывалось по разным причинам. Известно, что в 2008 году планировалось застроить 15 га, но проект был плохо продуман, а ущерб окружающей среде оказался слишком велик. А для Монако этот пункт один из самых важных. Лишь пять лет спустя новый проект площадью 6 га был одобрен Альбером II.
Кто возводит Портье
Изначально за право проведения строительных работ соревновались четыре компании-застройщика: французские «Vinci Concessions» и «Bouygues Travaux Publics», монегасская «Terraforma Monaco Gildo Pastor Pallanca» и итальянская «Fincantieri». Изучив досье всех кандидатов, правительство Монако выбрало Bouygues.
Это одна из крупнейших строительных компаний Франции, основанная в 1952 году. За ее плечами строительство таких объектов, как туннель под Ла-Маншем, арка Дефанс, терминал 2 аэропорта Шарля де Голля, автострады и другие масштабные объекты Пятой республики.
Известно также, что над проектом Портье работают такие архитекторы, как Дени Валод (Denis Valode) и Ренцо Пиано (Renzo Piano). Дени является автором таких проектов, как штаб-квартиры Air France и Gaz de France, а также университетского центра имени Леонардо да Винчи в Париже. Что касается Ренцо Пиано, то за плечами у этого итальянского архитектора более 50-лет творческой деятельности, создание стиля хай-тек и Центра Помпиду в Париже. Над ландшафтным дизайном в Портье будет трудиться Мишель Девинь (Michel Desvigne), который успел поработать с самыми известными архитекторами мира. Его портфолио включает Музей искусств Сент-Луиса, музейный и археологический парк Алезия, Остров Сеген в Париже, а также стадион Ролан-Гаррос.
Бюджет и инвесторы
Известно, что проект Портье оценивается в 2 миллиарда евро. Половина этой суммы уйдет на морскую часть строительства. Кстати, один миллиард евро инвестировало в проект акционерное общество Société anonyme monégasque Anse du Portier. Кроме того, инвесторами выступили Bouygues Travaux Public, JB Pastor&Fils et Engeco и анонимные спонсоры. Может показаться, что 2 млрд евро — баснословная цифра для территории в 6 гектаров. Но если учитывать, что цена за квадратный метр в новом квартале по предварительным расчетам будет варьироваться от 50 000 до 60 000 евро, то инвесторы останутся с хорошей прибылью.
Этапы строительства
В начале апреля в залив Ларвотто прибыли первые корабли и техника для того, чтобы начать подготавливать «почву», если так можно выразиться, а точнее, морское дно. Эти корабли принадлежат люксембургской компании Jan de Nul, которая специализируется на глубинных и шельфовых проектах. В списке работ организаии знаменитые Острова Пальм в Дубае, порт Cherbourg, а в перспективе – расширение панамского канала. Огромный экскаватор с тридцатиметровым понтоном будет очищать дно у дамбы.
Май-сентябрь – Очистка дна будет проходить в два этапа. Вначале удалят «карманы», где копится ил, а затем расчистят поверхность. Известно, что для этого применят своеобразный «пылесос».
С сентября 2017 года до середины 2018 года: фаза ограждения площади от вод путем устройства земляных валов. Эта центральная часть операции будет осуществляться с помощью судна длинной 200 метров, груженого крупным гравием. Всё это будет проходить под водой, и с берега вряд ли удастся рассмотреть эту титаническую работу.
С апреля 2018 года до февраля 2019 года: создание «пояса» проекта. Сверх уже построенных земляных валов начнут засыпать порядка 600 000 м3 песка, привезенного из Сицилии. Также установят 18 железобетонных кессонов. Затем начнется процесс откачки воды и обмеления территории.
Февраль 2019 — конец 2020 года — бетонирование пояса и начало активных строительных работ. Необходимо будет заполнить и забетонировать все открывшееся пространство до нужного уровня. К концу 2020 года операция должна быть завершена.
С 2021 года начнется уже застройка территории и прокладка всей необходимой инфраструктуры для будущего квартала. В 2025 году основная часть работ должна быть завершена.
Защита окружающей среды
Как мы уже писали, власти Монако одобрили строительство нового квартала с учетом защиты морской среды в этом районе. Так, с сентября прошлого года и вплоть до апреля нынешнего из мест стройки были перемещены в охранную зону Ларвотто 135 перламутровых раковин (моллюски Благородные пинны), а также был пересажен луг океанской Посидонии. Кроме того, восемь камней, на которых росли серые водоросли типа Lithophyllum byssoides, были перенесены до Музея Океанографии.
Безусловно, возведение нового квартала может стать проблемой не только для морских обитателей, которых успешно переселили, но и для обычных граждан Монако. Любая стройка – это, прежде всего, нескончаемый шум. Но власти Монако и об этом позаботились. Уже сегодня вы можете видеть, как от туннеля Луи II вплоть до Гримальди Форума установлена цепочка акустических «экранов» длиной 500 метров, которые должны значительно уменьшить шум. Кроме того, ежедневно будет проверяться мутность воды. И если показатели превысят допустимые нормы, то работы тут же приостановят до устранения проблемы. Для уменьшения мутности воды будут использовать специальные фильтры, которые уже установлены в районе охраняемых зон. На носу начало пляжного сезона, и вряд ли кому-то понравится плавать в грязной воде.
Что построят на территории Портье?
Во-первых, Княжество, которое занимает в общей сложности 202 гектара, увеличит свою территорию на 3%. На 6 гектарах будет расположен экоквартал, где часть электричества будут получать из фотоэлектрических панелей, а дождевая вода будет собираться в специальный бассейн. В Портье ограничат движение автомобилей, а в почете будут велосипеды, самокаты и другие виды «чистого» транспорта. Таким образом жители и гости смогут наслаждаться чистым средиземным воздухом без каких-либо вредных примесей. Однако в новом квартале появятся не только жилые дома класса люкс. На 60 000 м2 также появится торговый комплекс, парковка на 150 мест, небольшой порт, парк, прогулочная набережная и новая часть Гримальди Форума. Квартал Портье станет новым лицом Монако XXI века, где современные технологии работают на благо человека и природы.
Фото: bouygues-construction.com/Valode & Pistre