Кто обеспечит безопасность во время Гран-при Монако?
Настоящие учебные выходные были у дорожных комиссаров Автомобильного клуба Монако (АКМ). Ведь именно они отвечают за безопасность на трассе во время гонок Формулы-1 и ePrix. 600 комиссаров в прошлые выходные провели учения в условиях, близких к реальности. Они отрабатывали план действий во время аварий и оказание первой помощи в случае необходимости. Атмосфера во время учений была дружеской и теплой, так как автоспорт — это не просто их работа, но и любимое увлечение.
Бывший инструктор Мишель Бернар отвечает за организацию и проведение учений на протяжении 30 лет. Он также проводит набор комиссаров по безопасности. «Конечно, одним из главных критериев во время отбора для меня всегда были страсть, знание механики и гонок Формулы-1. Однако то, что играло решающую роль каждый раз при принятии окончательного решения, – это отношение к работе, так как это важно для общего дела. Мы все здесь одна большая семья», — рассказывает господин Бернар.
8 и 9 апреля опытные комиссары и кандидаты на этот пост собрались вместе. Главное условие для новичков — возраст от 18 до 30 лет и успешное прохождение тренировочной сессии. В выходные была организована серия маcтер-классов. Затем начались тренировки, где претенденты должны были правильно переместить автомобиль, используя домкрат или подъемный кран.
«Если они хорошо выполняют свою работу во время обучения, мы берем их, — прокомментировал Мишель Бернар. – Это не соревнование и не экзамен, а стажировка, которая должна показать их настоящие умения и способности. Некоторые сдаются и уходят сами, понимая, что это им не под силу».
Те, у кого уже есть за плечами опыт работы на Гран-при, проходят лишь двухчасовую тренировку-обучение, чтобы освежить знания. После того, как их приняли, комиссары могут построить карьеру волонтера и надолго остаться в Автомобильном клубе Монако. Возрастной ценз установлен для волонтеров до 50 лет, а для руководителей до 55 лет.
На семинарах и во время обеденных перерывов стажеры встречаются, шутят и помогают друг другу. Это почти мужская вселенная. Но не полностью… “Приблизительно из шестидесяти новых кандидатов четыре – женщины. У нас нет дискриминации, мы рады всем претендентам”, — продолжает Мишель Бернар. Однако так было не всегда. Женщин начали допускать сюда только 7-8 лет назад. «Мы сначала определяем их способности и навыки, а затем распределяем на должности.
Первая практическая тренировка прошла в шатре Фонвьей. Цель – извлечь водителя из помятого болида, когда он еще находится в сознании. Ничто не решается без одобрения директора гонки, который является «всевидящим оком» трассы. Как только шлем и рулевое колесо сняты, трудность заключается в самом маневре извлечения.
«Необходимо придержать ось «шея-туловище», чтобы избежать повреждения позвоночника и не усугубить травму, — объясняет полковник Тони Варо (Tony Varo), глава пожарной части Монако. — После аварии на трассе мы не знаем серьезности повреждений пилота. Неправильное движение может сделать раненого инвалидом на всю жизнь». В таких ситуациях на трассе работают подопечные господина Варо.
Другой опасностью, которая стала менее распространена в последние годы, является воспламенение автомобилей во время гонок Формулы-1. Алюминиевый автомобиль легко загорается, и огонь моментально достигает нескольких сотен градусов по Цельсию. Под зорким наблюдением Стефана, тренера пожарных и комиссары потушили автомобиль. Столб дыма — и больше ничего не видно.
«Вы все вывалились туда толпой, — резюмирует тренер. — Не было никакой организации. Вы никогда не должны выходить на тушение одни или толпой. Кто-то должен принести резервный огнетушитель, в то время как другие тушат пожар. Не забывайте следить за треком и ничего не оставлять на трассе после тушения». В следующий раз будет лучше.
Жан-Мишель Мата — неотъемлемая часть жизни Автомобильного клуба Монако. В 25 лет он только начал свою карьеру в АКМ, а два года назад 69-летний француз из Ментона взял на себя ответственность за управление корпусом комиссаров. Он подробнее рассказал о тренировках и своем богатом опыте работы во время гонок.
Во время этих тренировок вы готовите их к худшим сценариям?
Жан-Мишель Мата: Мы показываем им все, что может произойти. У нас есть трасса в городе со всем необходимым реквизитом. Им преподают в первую очередь азы безопасности, ведь это ключевое слово во всех наших тренировках.
На трассе в Монако может произойти, что угодно. Комиссары могут действовать согласно своим первым инстинктам и полагаться иногда на интуицию?
Жан-Мишель Мата: Да, но они все по-прежнему при этом находятся под контролем главы корпуса комиссаров. Таким образом, никакая инициатива не может быть реализована без его одобрения. Им говорят: «Если руководитель не говорит вам идти на трек, не идите, даже если кто-то упал перед вами». Есть иерархия и процедура вмешательства в гонки, которые нужно уважать. Они не могут отклониться от него, правила очень строгие. Это для их безопасности, для безопасности водителей и зрителей.
Можете вспомнить о ситуации, наиболее запомнившейся вам из опыта работы?
Жан-Мишель Мата: Ах, их было так много! Были большие катастрофы в Sainte-Dévote. Автомобили загорелись так, что это было бы захватывающее зрелище, не будь оно таким печальным. Эпицентры огня не были столь легко изолируемыми, как сегодня, электроснабжение и материалы тоже отличались. К счастью, у нас не было больших пожаров уже на протяжении двадцати лет. Мы теперь очень хорошо экипированы. Мы добились отличных успехов в этой области с пожарной командой Монако, которая тесно с нами сотрудничает.
Какие качества необходимы для работы в качестве комиссара?
Жан-Мишель Мата: Нужно иметь огромное желание, чувство ответственности и уметь подчиняться. Мы должны уважать власть. Это не армия, но порядки здесь немного похожи (смеется). Мы также поддерживаем имидж клуба и Княжества. Мы не имеем права на ошибку, наше поведение должно быть безупречным.
Фото: motosportstravel.co